
Один из основных постулатов Конвенции ООН о правах инвалидов гласит: «Ничего для инвалидов – без участия инвалидов». Россия ратифицировала Конвенцию в мае 2012 года, но принцип этот действует у нас не везде и не всегда.

О трудностях, которые предстоит преодолеть в создании безбарьерной среды, мы говорим с инвалидом-колясочником I группы, руководителем Ростовской городской организации инвалидов «Феникс» Галиной СОКОЛЮК.
Самым серьезным недостатком в реализации государственной программы «Доступная среда» она считает то, что инвалидов практически не привлекают к оценке качества выполненных строительных работ:
– Проблема заключается в том, что строители, которые выполняют работы по созданию доступной среды, не имеют достаточных знаний. Они качественно кладут, к примеру, асфальт, но, к сожалению, мало разбираются в СНиПах, в расчетах при установке пандусов. В результате потом этими пандусами невозможно пользоваться! Коляски, которые инвалидам выдают на несколько лет (от 4 до 6 лет, в зависимости от модификации), не выдерживают, быстро ломаются. А мастерских по ремонту колясок в Ростове нет.
В итоге и деньги немалые тратятся, и как бы создается иллюзия доступного пространства для жителей. Вот только пользоваться такими пандусами нельзя! Технические требования, рекомендации по установке пандусов есть в справочниках, которые наша организация инвалидов «Феникс» издала для инвалидов. Я – автор этой серии справочников. Третий том как раз о доступности среды в Ростове. Думаю, что переиздание справочника было бы полезно для всех, кто связан с созданием безбарьерной среды. Еще одна проблема – «пунктирность» доступной среды.
– Что вы имеете в виду?
– На карте города нет сплошной линии доступности. В одном из рейдов мы вместе с представителями городской власти, депутатами гордумы прошли по проспекту Ворошиловскому, Соколова, улице Садовой. Так вот, инвалид на коляске сможет npoexaть только половину нашего маршрута. А дальше – не получится. В докладах же есть такая формулировка-капкан: «создана частичная доступность». Но эта «частичная доступность» перечеркивает все сделанное ранее. До половины пути дойдешь, а цели не достигнешь!
– Как, на ваш взгляд, обстоят дела с доступностью в жилых домах, учреждениях Ростова?
– Однозначно ответить сложно. Руководство многих учреждений почему-то считает, что если они проложили у входа два швеллера (без учета того, что все коляски имеют разную ширину), к тому же с крутым градусом уклона, то таким образом решили вопрос с доступностью. На самом деле эти швеллеры травмоопасны.
А если, не дай бог, дождь или снег, то по швеллерам не поднимешься – скользко. При крутом подъеме даже здоровый мужчина не сможет ни удержать, ни докатить коляску. Что касается доступности в жилых домах, то фактически этот вопрос никак не решается. Выйти из квартиры, вернуться обратно для инвалида – огромная проблема. ТСЖ, ЖЭУ вопросами доступной среды не занимаются. Более того, часть собственников жилья возражает против того, чтобы люди с ограниченными возможностями самостоятельно устанавливали подъемники. Но ведь проблему надо как-то решать…
К сожалению, доступны даже не все районные администрации. В 2013 году провели оценку и паспортизацию зданий. В тех районных администрациях, где приемные находятся на этажах, до декабря 2015 года должны были оборудовать комнаты для приема граждан на первом этаже, с доступным для «колясочников» входом. В ближайшее время мы проверим, как с этой задачей справились.
– Возможно, в связи с чемпионатом мира по футболу в 2018 году ситуация с безбарьерной средой в Ростове улучшится…
– Нам бы очень хотелось, чтобы по доступности Ростов стал вторым городом после Сочи. Мы тоже можем быть спортивным центром, привлекательным для зарубежных инвесторов и спортсменов, для проведения регулярных спортивных и культурных программ. Залогом этого успеха, естественно, является, прежде всего создание архитектурной доступности.
Я бы предложила три, скажем, рецепта. Для реализации госпрограммы по созданию доступной среды нужно объединить усилия власти, бизнеса, СМИ и НКО. Нужны согласованные усилия всех ведомств. Не обойтись без просветительской и разъяснительной работы. Те, кто делает те же пандусы, должны знать требования к этому сооружению, должны уметь их выполнять. Нужно менять и многое в общественном сознании. Равнодушие к инвалидам, социальная разобщенность мира здоровых и мира людей с ограниченными возможностями – все это есть, и это предстоит преодолеть. Делать это придется всем вместе.

