Вот только где именно находится последняя остановка трамвая № 7 в Ростове – вопрос спорный
Фото/Видео: Людмила Мельникова
– ЛЮДЕЙ высаживают прямо на проезжую часть! – пожаловался наш читатель Николай Михайлович, живущий на ул. Чукотской. Для пожилого человека трамвай № 7 – единственный путь к центру Ростова. Ждать по часу курсирующую здесь маршрутку у него сил нет, тем более что живет он в нескольких домах от конечной остановки трамвая. Поэтому порой и наблюдает, как пассажиры выскакивают прямо в грязь после дождя, а зимой – «десантируются» в наваленные на краю дороги сугробы.
Прибыв на место, мы не сразу и разобрались, о какой именно конечной остановке рассказывал наш читатель.
Здесь, на пересечении ул. Мичуринской и ул. Чукотской, трамвайные пути делают круг. Сначала у нас на глазах пассажиров высадили прямо перед светофором, перед поворотом на этот круг – люди выходили на кусок утоптанной земли в метре от проезжей части. Здесь же и припарковался трамвай: водитель осмотрел салон и вышел на улицу покурить.
Следующий трамвай, подошедший через несколько минут, высадил пассажиров метрах в двадцати от светофора: с одной стороны здесь обозначен пешеходный переход, которым сразу же воспользовались вышедшие из вагона, с другой – трамвайная остановка для посадки пассажиров. И уже после этого водитель доехал до коллеги, где и встал на техническую остановку.
Третий трамвай не делал остановки у светофора ни для себя, ни для пассажиров: проехал полный круг и лишь там открыл двери пассажирам. Как позже выяснилось, именно он и остановился на официальном месте высадки. Вот только двум пожилым женщинам это явно не понравилось: «Теперь идти до светофора с тяжелыми сумками, – пожаловались они. – А вы представляете, каково это после дождя?!»
ВОДИТЕЛИ трамваев на вопрос об официальном месте высадки отвечали путано, некоторые смущались. Это понятно: как и пассажирам, им тоже было бы удобнее высаживать пассажиров по прямой, до поворота на круг. В таком случае водители могут выполнить все требования безопасности – после высадки пассажиров они обязаны обойти вагон и проверить наличие оставленных вещей. Потом, проехав круг, можно припарковать трамвай в тени деревьев для отдыха – здесь как раз находится модульный санузел. А после уже выдвигаться на место посадки пассажиров.
Так и было до недавнего времени: «Место высадки перенесли с начальной точки круга до выезда с него после жалобы какой-то женщины в прошлом году, – наконец, пояснили нам причину неразберихи. – Мол, дети выскакивают на проезжую часть. Но остановки такого вида есть еще на некоторых участках маршрута – никогда претензий не было».
В МУП «Ростовская транспортная компания» нам заявили, что жалоб ни от пассажиров, ни от водителей трамвая по поводу неудобного места высадки не получали. Но во время разговора все-таки подтвердили: необустроенность конечной остановки действительно немало нервирует сотрудников трамвайного депо. «Если пассажирам нужно переходить дорогу, тем более когда горит зеленый свет для пешеходов на светофоре, они требуют сделать остановку «как было раньше», – рассказали нам. – И не понимают, что в случае ДТП с участием вышедшего на несанкционированном месте высадки пассажир – отвечать именно водителю!».
У ПАССАЖИРОВ – своя правда. «Зачем мне ехать по кругу, а потом по грязи переходить трамвайные пути и возвращаться на то место, где я и так могла выйти? – изумляется пенсионерка Светлана Дмитриевна. – Перевесили таблички, как захотели, а нам теперь из-за их блажи страдать?» Ее позицию поддержали и еще несколько опрошенных нами человек: никакого другого обустройства новой площадки для высадки, кроме смены расположения висящей на проводах таблички, не сделали – это посчитали не заботой, а самодурством.
Так же трактует перенос остановки на безопасное место и хозяин палисадника, в который «официально» должны высаживать пассажиров водители трамвая. «Никакой площадки, даже бетонной плиты, здесь не обустроили. Наверно, решили, что эту роль может выполнять кусок тротуара около моего дома, – показывает Анатолий Луговой на место под табличкой «Высадка пассажиров». – Сначала здесь была только техническая остановка. Теперь у меня прямо под дверью постоянно высаживают людей. Цветник потоптали, постоянно грязь, шум – приятного мало». А еще припаркованный здесь трамвай перекрывает тротуар: если останавливается на официальном месте высадки, пешеходам приходится или ждать, или обходить трамвай. Во время дождя вокруг грязь – на соблюдающего правила водителя трамвая сыплется немало оскорблений.
В виде компромисса некоторые наши собеседники предлагали сделать места посадки и высадки пассажиров напротив друг друга перед заездом на круг – тогда не будет путаницы: «Высадил пассажиров, проехал на круг, проверил технику, отдохнул – и на следующий заход, – предлагают водители. – Переход рядом, до светофора идти по прямой недолго». Впрочем, и стартовая точка маршрута трамвая № 7 сейчас лишь номинальная: остановочный комплекс в прошлом году по какой-то причине снесли. «Был ларек, к нему «прикрутили» лавочки и козырек, – вспоминают местные. – Торговую точку убрали прошлой осенью – козырек вместе с ней, и всю зиму мы уже стояли в ожидании трамвая под открытым небом». Сейчас место, где пассажиры садятся в трамвай, обозначено лишь потрескавшейся бетонной плитой.
СТАРОЖИЛЫ припомнили: изначально спорная остановка располагалась не в начале или конце следования трамвая по кругу, а посередине, на ул. Чукотской. «Здесь очень редко ездят машины, а добираться с этой точки удобно во все стороны», – показывают они на точку следования трамвая буквально в десяти метрах после светофора. Но сейчас напротив – автомойка, хозяина которой соседство с остановкой вряд ли обрадует. Что, наверно, имеет куда более веское значение, чем безопасность пассажиров и удобство для водителей трамвая.
Впрочем, все были согласны лишь с одним: если для высадки и посадки пассажиров появится обустроенное место, где и лавочки для пожилых людей есть, и крыша на случай дождя, и специальная разметка на дороге – это устроит всех. «А так – какая разница?– разводят руками старики. – Что у светофора топтаться, что в грязи по колено – каждый выбирает, как ему удобно».
Видеорепортаж Владимира Апарина