По нашим автотрассам, главным образом южного направления, с быстротой вируса распространяется сомнительный юридический сервис: человеку, попавшему в ДТП, предлагают продать право представлять его интересы в суде против страховой компании
Банальная, увы, история, особенно для южной автодороги в период отпусков: кто-то кому-то въехал по неосторожности в бампер или крыло. Печально, но отпуск начнется с поиска ближайшего недорогого автосервиса. А ведь потом еще предстоят долгие разборки со страховой конторой.
И тут вдруг возникает, как черт из табакерки, некий господин, внушающий всем своим видом и визиткой безграничное доверие. Он представляется «аварийным комиссаром» – автоюристом из адвокатского бюро. И предлагает вам подписать договор (или доверенность) о передаче прав на представление ваших интересов в суде против страховой компании.
Нанесенный ущерб ваш спаситель готов выплатить прямо сейчас, на месте. Все легально и законно – это вам и инспектор подтвердит.
Инспектор ГИБДД – он только что прибыл – и впрямь подтверждает, подкрепив это протоколом. Конечно, вы догадываетесь, что в автосервисе с вас возьмут побольше. Но время, особенно отпускное, – деньги.
Больше вы этого автоюриста не увидите. А ведь его бизнес еще только начинается.
… С недавних пор в России, главным образом в южных ее областях – Ростовской и Волгоградской, а также в Краснодарском и Ставропольском краях, в Дагестане, Хакасии и некоторых других регионах, возник дефицит полисов ОСАГО. Какому страховщику ни позвонишь, везде ответ: мы этим больше не занимаемся. Оказывается, страховщики повально отказываются от программы обязательного страхования, прежде считавшейся прибыльной.
Дефицит всегда имеет причины. Генпрокуратура РФ и Центробанк в качестве надзорного ведомства в сфере страхования, проработав данные МВД, ФНС и Росфинмониторинга, решили в этих причинах разобраться. И пришли к выводу: проблема с полисами ОСАГО напрямую связана с активизацией на российских дорогах этих самых «аварийных комиссаров».
Продавать полисы стало невыгодно: судебные процессы разоряют страховщиков. В результате поставлен под угрозу принцип всеобщности и обязательности страхования транспортных средств.
Опытный адвокат может по суду содрать со страховой компании много больше, чем если бы он попытался договориться с ней без суда. В 2011–2015 годах средний объем выплат страховщиков по ОСАГО в досудебном порядке составлял чуть больше 35 тысяч рублей, тогда как по суду – почти 63 тысячи.
Представители «аварийного комиссариата» сразу же подают иск к страховой компании. Суд этот иск, как правило, принимает в производство, «закрыв глаза» на то, что пострадавшее транспортное средство страховщику не предъявлено и попыток досудебного решения спора не было.
В палате судебной экспертизы есть свои люди – «нарисуют» ущерб, какой надо. Впрочем, на сумме ущерба много не накрутишь: цены и на запчасти, и на ремонт известны. Основной «навар» – на пени и штрафах: вот где простор «творчеству» автоюриста! Порой удается взыскать со страховщика плюс к ущербу 50 % сверху. Можно, скажем, удлинить срок судебного рассмотрения, отправив исковые документы обычной почтой. Да и потом предварительное слушание, одно заседание, другое – а время идет, штрафы, пени капают.
И все-таки что с этим самым досудебным соглашением? Законно ли его обходить? Так вот, налицо законодательская «развилка». Закон РФ «Об ОСАГО» его предусматривает, а в Законе «О защите прав потребителей» сказано: досудебное разрешение споров возможно, но не обязательно.
Суды руководствуются именно последним законом, чем и пользуются автоюристы. Только в прошлом году рынок автострахования потерял на этом около 10 миллиардов рублей.
Союз автостраховщиков обратился с официальным письмом в Верховный суд РФ. В его компетенции – разъяснить судебным инстанциям ошибочность такой практики в делах по ОСАГО. При обязательном досудебном рассмотрения этих вопросов бизнес на авариях завял бы сам собою.
Пока же «романтики» с большой дороги зарабатывают на ДТП вроде как вполне законно. Оказывать правовые услуги в деле возмещения ущерба по ОСАГО ведь не запрещено! Представители «аварийного автокомиссариата» – люди осторожные. Кое-кого, правда, все же удалось «поймать за руку»: в Волгоградской области, где зарегистрировано полсотни фирм автоюристов, против них в прошлом году подано 85 исков. По 40 случаям даже открыли уголовные дела. Но до суда большинство из них не дошло. Лишь однажды за 10 доказанных эпизодов мошенничества виновному впаяли аж год тюрьмы.
Примерно столько же аналогичных контор в Краснодарском крае. В первом полугодии 2016 года против них было возбуждено 31 уголовное дело по случаям мошенничества в сфере страхового бизнеса.
Профилактика заболевания – штука, как известно, не менее важная, чем лечение. Так и с «автоюризмом». С этим вирусом можно бороться одним лишь методом – «вакцинацией».
Этим, кстати, сейчас озабочены федеральные правоохранительные и надзорные органы, включая Генпрокуратуру РФ, готовящие ряд мер, призванных ограничить «творческую» активность «комиссаров-аварийщиков».