
Пенсионер из Каменска Александр Валентинович Павленко неожиданно не досчитался в своей пенсии две с лишним тысячи рублей.
Александр Валентинович много лет отдал восстановлению памяти воинов, павших в Великую Отечественную. Даже выйдя на пенсию, не смог отойти от общественной поисковой работы. Недавно его избрали председателем Центрального совета регионального военно-исторического центра «Поиск».
Основным источником дохода поисковика является пенсия. Но, несмотря на достаточно большой трудовой стаж, размер пенсии у него получился такой маленький, что даже не дотягивает до прожиточного минимума – некоей устанавливаемой государством рублевой величины, которая необходима человеку, чтобы хоть как-то элементарно выживать.
Если пенсионер не работает, государство ежемесячно перечисляет ему так называемую федеральную социальную доплату. Иными словами, недостающую разницу между его пенсией и величиной прожиточного минимума.
– Но в июле я получил лишь пенсию – шесть тысяч с копейками – без доплаты, – рассказывает Александр Валентинович. – Пошел разбираться в местное управление Пенсионного фонда. Там столкнулся с железной логикой сотрудников: «Раз «Поиск» подает отчетность о своей деятельности в разные органы, значит, его члены работают и получают зарплату!» Мои доводы, что отчеты проходят нулевыми, и никаких финансовых операций нет, не были приняты во внимание. Как и тот факт, что по данным налоговых органов там отсутствуют сведения о начислении зарплаты.
Сказать, что Александр Валентинович расстроился – значит, ничего не сказать. В своем обращении в редакцию «Нашего времени» он выражается очень эмоционально: «Получается, что, тратя на поисковую работу свои собственные средства и работая на добровольных началах, пенсионеры-общественники еще и теряют материальную поддержку от государства? В Пенсионном фонде сводят все к слову «работаем». Вот и попробуй докажи, что ты не баран!»
В отделении Пенсионного фонда России по Ростовской области, куда мы обратились за комментарием, на нас обрушили массу нормативов, ссылок на законы и ведомственные постановления. Без них, когда дело касается денег, получается, никуда.
Основная мысль состоит в следующем: если организация некоммерческая – это еще не значит, что она не может принять такой устав, который бы предполагал выплаты вознаграждений, а также заключение трудовых отношений с лицами, работающими в ней.
В этом случае на членов общественных организаций, работающих там по найму, распространяется законодательство о социальном страховании.
То есть руководитель организации должен ежемесячно предоставлять сведения о каждом работающем у него сотруднике, в том числе если с ним заключен договор гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которому начисляются страховые взносы. Отчетность отражается в справке формы СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда России от 1.02.2016 года.
– В отчетности за апрель 2016 года военно-исторический центр «Поиск» представил в управление Пенсионного фонда города Каменска сведения, где в списке застрахованных лиц указан Александр Павлович. В связи с чем он был учтен как работающий пенсионер и лишен доплаты, – поясняет заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда России по Ростовской области Светлана Жинкина.
При этом Александр Павлович утверждает, что на данный период времени не имеет с «Поиском» никакого трудового или гражданско-правового договора.
Если это действительно так, «Поиск» теперь должен представить в органы Пенсионного фонда форму СЗВ-М с типом «отменяющая» за те месяцы, в которые Александр Валентинович почему-то был указан.
Вообще же, чтобы не возникало путаницы, действует простое правило: если некоммерческая организация не вступает со своими членами в трудовые или гражданско-правовые отношения, она просто не должна предоставлять в Пенсионный фонд форму СЗВ-М.

