
Приехали мы в Средний Егорлык с коротким заданием: посмотреть на новый садик, да задержались подольше. Село-то – одно из самых древних в этих краях, интересного много
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Первые официальные упоминания о Среднем Егорлыке датируются 1804 годом – и уже как о зажиточном селе Ставропольской губернии. Сюда после правительственного указа того года переселялись крестьяне по приглашению осваивать земли Предкавказья, и именно в Среднем Егорлыке была создана специальная контора для регулирования потока переселенцев. Усилился этот поток после реформы 1861 года: освобожденные крепостные массово переселялись в эти земли в поисках лучшей доли. Последняя волна переселенцев была в начале XX века – во времена Столыпинской аграрной реформы часть казачьих земель также раздали на освоение простым крестьянам.
«К началу XX века здесь было шесть трактиров, три церкви и огромная рыночная площадь, – показывает сохранившиеся еще с тех пор фотографии (судя по датам – чуть ли не первой сотни снимков, появившихся в Российской империи!) замглавы Среднеегорлыкского сельского поселения Владимир Глазунов. – Ведь здесь еще была и «лежанка».
Лежанкой до начала прошлого века чаще всего и называли это село: именно здесь шла граница между губернией и землями казаков Войска Донского на тракте Москва – Ставрополь. Опасаясь чумы и других инфекционных заболеваний, донские казаки требовали от переселенцев с юга по две недели «отлежаться» перед переходом моста в их земли. Карантинная зона – лежанка – была организована в Среднем Егорлыке.
Теперь на память о былом остались лишь чудом сохранившиеся фотографии полуторавековой давности да остов старой мельницы с датой 1908 на фасаде.
При формировании Ростовской области село потеряло свое приграничное значение: сейчас лишь на небольшом участке соседствует с Краснодарским краем. Трасса Москва – Ставрополь все так же пролегает через село, но как транспортный узел Средний Егорлык уже не котируется. «В свое время хотели у нас, а не в Целине, делать железнодорожный узел – старожилы отказались, – рассказывают селяне. – Боялись, что еще шумнее у нас станет. Теперь слишком тихо».
Но зато пару лет назад капитально отремонтировали школу, теперь есть еще и новый детский садик.
Газ, вода и даже оптоволоконная сеть для Интернета – в наличии. Село с трех сторон окружает река. Даже в полноводные годы земли не затапливаются, а степной климат здесь куда мягче.
Еще есть своя больница – редкое явление для удаленных населенных пунктов в наше время. «Каждый год нам доказывают, мол, нерентабельно на две тысячи человек держать стационар и женскую консультацию. А мы закрыть не даем, – гордятся местные. – Больница-то находится на федеральной трассе – этим и защищаемся. А еще убеждаем районные и областные власти, что она не так уж и затратна – ремонтируем своими силами».
Помогают в этом меценаты – местные фермеры. Здесь их целая сотня, причем многие работают еще с начала 90-х. Один из них – Михаил Савельев. Он рассказал, что обрабатывает более 170 гектаров, что пришла пора новую технику покупать, а она вдвое подорожала за последнее время... А цена на пшеницу упала.
Но и он, и его односельчане, с которыми мы в тот день беседовали, утверждают: жить здесь можно и нужно – для многих эти края предпочтительнее райцентра и крупных городов. Вот только о будущем переживают: детей много, но как вырастают – разъезжаются. Помочь могло бы сельскохозяйственное училище, которое находится здесь же, в селе. Тоже, кстати, одно из старейших на Юге России. Обучает трактористов, машинистов и комбайнеров – в Целинском районе профессии особенно востребованные. Здесь есть учебные цеха и поля, но обучать мастерству уже не на чем – из техники для обучения трактористов лишь пара допотопных машин. «Купить новую технику училищу денег нет даже у местных фермеров», – вздыхают селяне.
Хотя надеются на очередной толчок для развития села – будь то «воскрешение» училища или появление какого-нибудь нового перерабатывающего сельхозпродукцию предприятия. Этого будет достаточно: жить-то здесь действительно хорошо.

