Год назад в Ростовской области был создан территориальный кластер «Долина Дона» для развития местного виноделия. Сейчас в его рамках взаимодействуют уже 17 организаций: крупнейшие донские виноделы, представители торговых сетей, гостиничного и туристического сектора, а также научные сообщества.
Фото/Видео: Людмила Мельникова
По словам директора департамента потребительского рынка РО Ирины Теларовой, в данный момент участники «винного» кластера сосредоточили свои усилия на развитии научно-образовательной базы для виноделия, расширении розничной сети фирменных магазинов и создании дегустационных маршрутов для туристов.
Входящие в состав кластера «Долина Дона» специалисты ДГТУ и Новочеркасского НИИ виноградарства им. Потапенко в данный момент занимаются не только подготовкой новых кадров. Ведется работа и по селекции местных сортов винограда, в своем роде уникальных – Ростовская область является самым северным регионом в мире, где занимаются виноградарством. «Выращенный в суровых для этой культуры условиях виноград придает вину уникальный букет и вкус, – поясняют специалисты. – Именно эта особенность отличает донские вина от других не менее качественных вин».
Но в гипермаркетах эти уникальные, но еще малоизвестные широкому кругу покупателей вина могут затеряться среди сотен других. Поэтому в рамках регионального кластера занимаются развитием торговой сети фирменных магазинов «Вина Долины Дона». В них под единым брендом представлены вина донских производителей, причем не только крупных фирм, но и «гаражных» виноделов, производящих небольшой объем вина. «Это более перспективный путь развития местного бренда, чем просто торговля в розничной сети, – считает Федор Волохович, директор фирменного магазина донских вин в Ростове-на-Дону. – Тем более только в таком месте вы не только получите гарантированно качественный и недорогой продукт – работаем напрямую с производителями без посредников. Но и узнаете всю интересующую вас информацию, даже фамилию конкретного винодела». На данный момент в области открыто семь таких магазинов – в них можно приобрести продукцию более двух десятков виноделов Дона.
Еще одно перспективное направление, которое уже побуждает особый интерес к донским винам, – туристическое. «Эногастрономический туризм, то есть сочетающий посещение новых мест с дегустацией местных блюд и напитков – сравнительно новое, но очень популярное направление в нашей деятельности, – поясняет руководитель турфирмы «Татьяна Трэвел Тур» Татьяна Дощенко. – В России только восемь регионов могут предоставить такие услуги, с недавних пор в их число входит и Ростовская область. Заказов на винные и дегустационные туры – немало». Так, например, есть популярное направление «Винные дороги Дона» – путешествие на пару дней с осмотром виноградников и виноделен с дегустациями: для туристов – интересно, для виноделов – дополнительная реклама.
В данный момент разрабатывается еще одно направление – развитие производства сопутствующих виноделию товаров. «Впрочем, планируем развивать не только производство упаковки или технических приспособлений для виноградарей, – поясняет Ирина Теларова. – Стоит обратить внимание и на традиционных «спутников» вина на нашем столе, например, сыры и подключить местных сыроделов к работе в винодельческом кластере».