В Ростове-на-Дону прошла региональная конференция по защите прав потребителей. Ситуацию на потребительском рынке Ростовской области обсуждали представители федеральных и региональных надзорных служб, специалисты департамента потребрынка РО и муниципалитетов области, а также донские производители и представители торговых сетей.
Фото/Видео: Людмила Мельникова
По словам начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора России Марины Кочневой, общероссийская тенденция в этой сфере – усиление мер по предупреждению нарушений. В первую очередь это – повышение грамотности населения. Недавно был создан информационно-справочный ресурс по защите прав потребителей, где размещены всевозможные памятки, рекомендации и базы данных по итогам проверок надзорных органов, судебная практика.
Подобный информационный портал работает и в Ростовской области – на сайте zppdon.ru есть еще интерактивные сервисы по составлению претензий. Также в крупных муниципалитетах области работают общественные приемные. В них обратившихся бесплатно консультируют, помогают составить претензию, а при необходимости – иск в суд. «В полномочия сотрудников таких приемных не входит представление потребителя в судебных заседаниях, но стараемся отслеживать процесс и консультировать, – отмечает Евгений Мирошниченко, председатель Новочеркасской общественной приемной по защите прав потребителей департамента потребрынка РО. – Хотя в приоритете – досудебное решение споров, на это чаще соглашаются малые предприниматели». По наблюдениям донских правозащитников, все чаще – претензии к качеству бытовой техники и установке пластиковых окон. А вот количество жалоб по качеству продуктов питания, особенно местного производства, заметно снизилось.
Как полагают специалисты, это можно считать и результатом работы добровольной сертификации «Сделано на Дону» – право нанесения на этикетку регионального знака качества получили большинство крупных донских производителей. «По социологическим исследованиям больше половины жителей Ростовской области уже знают о региональном бренде и зачастую делают выбор в пользу товаров, промаркированных знаком «Сделано на Дону», – отмечает директор департамента потребительского рынка РО Ирина Теларова.
Работает донская добровольная сертификация качества уже третий год. Продукция с маркировкой «Сделано на Дону» продается в более полутора тысячах магазинов по всей области. Получившие этот знак качества производители полагают, что пора выходить на общероссийский уровень. И при обсуждении дальнейшего развития регионального бренда они просили информационной поддержки – не своих товаров, а регионального бренда. «Мы заинтересованы в том, чтобы знак «Сделано на Дону» был популярен за пределами Ростовской области, – подчеркнули производители. – А вместе с ним и наши товары, как произведенные на Дону, станут более престижными». Попутно просили у региональных чиновников поддержки в борьбе с фальсифицированной продукцией: даже «именитые» товары не могут конкурировать с необъяснимо дешевыми – поддерживать гарантированное качество в таких условиях непросто. А также отмечали: на рынках других регионов они подчас сталкиваются с лоббированием интересов местных производителей со стороны чиновников – самостоятельно преодолеть административный ресурс они не в силах.
Свои замечания по продвижению донского знака качества высказал и член исполнительного комитета X5 Retail Group (к этой корпорации относятся сети магазинов «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток») Станислав Наумов:
– «Сделано на Дону» известен в Ростовской области, но не за ее пределами – для дальнейшего развития необходимо использовать всевозможные маркетинговые ходы вплоть до разработки мобильных приложений и магазинов «Донские продукты» в крупнейших городах России.
По словам первого замгубернатора РО Александра Гребенщикова, все эти замечания и предложения будут учтены, и, возможно, в скором времени их реализуют на практике. Пока же следующий этап развития регионального бренда «Сделано на Дону» – расширение списка возможных участников за счет предприятий общепита. Это, кстати, требуется для подготовки к ЧМ-2018. Клиенты, в том числе и иностранные, ждут путеводителей по ресторанам и кафе, где бы они гарантированно получили качественные услуги. Такой рекомендацией вполне может стать региональный знак качества. Для этого предприятия общепита должны соответствовать всем международным стандартам качества работы, а также использовать не менее 50 % местной продукции при приготовлении своих блюд. «Не ждем прямой зависимости между наличием сертификата и всплеском внимания, – признается совладелец группы компаний «Хорошие рестораны» Роман Панченко, чьи рестораны одними из первых подали заявку на сертификацию. – Но такая система нужна, чтобы позволить потребителю с большим доверием относиться к нашей работе».
Еще один стимул для донских производителей и торговых сетей – премия «Потребитель, голосуй «ЗА», победителей которых определяли по результатам народного голосования в крупнейших муниципалитетах области:
-
В категории «ОХЛАЖДЕННОЕ МЯСО ПТИЦЫ» - «Приосколье»
-
Номинанты в категории «МУКА» - «Увелка»
-
Номинанты в категории «КОЛБАСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ» - «Тавр»,
-
Номинанты в категории «ТВОРОЖНЫЕ СЫРКИ» - «Белый медведь».
-
Номинанты в категории «ЯЙЦА КУРИНЫЕ» - «Желток солнца».
-
Номинанты в категории «РЕСТОРАН БЫСТРОГО ПИТАНИЯ» -«Вкуснолюбов».
-
Номинанты в категории «БОУЛИНГ» - «Планета Боулинг»
-
Номинанты в категории «ДОСТАВКА ГОТОВОЙ ЕДЫ» - сеть ресторанов «РИС».
-
Номинанты в категории «АГЕНТСТВА ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ» - ГК «МАЙ».
-
Номинанты в категории «МАГАЗИН ОБУВИ» - Zenden
-
Номинанты в категории «МАГАЗИН ОДЕЖДЫ»: Глория Джинс
-
Номинанты в категории «МУЗЕЙ»: Археологический музей Танаис.
-
Номинанты в категории «МАГАЗИН СПОРТИВНЫХ ТОВАРОВ» - «Спорт Мастер».
-
Номинанты в категории «ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ» - ТРЦ «Мега».
-
Номинанты в категории «УСЛУГИ СПА-ЦЕНТРОВ» - спа-центр H2O.
-
Номинанты в категории «АПТЕКИ» - «Юг Фарма».
-
Номинанты в категории «УСЛУГИ АВТОМОЙКИ» - авто-мойки «Мойся сам».
Расширился и список донских предприятий, которые получили право размещать логотип регионального знака качества "Сделано на Дону" на свою продукцию:
- ООО «МОП Комплекс 1»: резервуары сборные "Айсбери"
- ООО «Алунекст»: профили из алюминиевых сплавов
- ООО «МТЕ КОВОСВИТ МАС»: токарные станки и обрабатывающие центры
- АО «Каменскволокно»: шпаг и лента
- ООО «Владимирский карьер тугоплавких глин»: кирпич
- ООО «Исаевский машиностроительный завод»: трубы стальные и профили
- ООО «Алмаз»: мебель
- ООО «Ю-мет»: профили системы подвесных потолков и фасадов
- ООО «Амилко»: патока и крахмал
- ООО «Аграм-Юг»: огурцы маринованные
- ЗАО «Аксайская Птицефабрика»: яйца куриные
- ОАО «ЦИМЛЯНСКИЕ ВИНА»: вина игристые, российское шампанское
- ООО Мясокомбинат «Донские традиции»: колбасные изделия, полуфабрикаты мясные
- ООО МПК «Виктория»: полуфабрикаты мясные
- ОАО «Молзавод «Мясниковский»: молочная продукция
- ООО «Белый Медведь»: масло сливочное
- ОАО «Тацинский молочный завод»: масло сливочное
- ООО «Алые паруса»: овощи соленые и маринованные
- ИП Гуковская М.Ю. «Аютинский хлеб»: хлебобулочные изделия
- ООО «Золотая Семечка» - ООО «МЭЗ Юг Руси»: растительное масло