У таможенников – несколько профессиональных праздников

В канун Дня таможенника, который отмечается 25 октября, в Москве наградили группу донских таможенников. Министр финансов России Антон Силуанов по поручению главы государства вручил медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени первому заместителю начальника Южного таможенного управления по таможенному контролю Виктору Коптенко, заместителю начальника таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни Геннадию Огрызко и заместителю начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Несветайского таможенного поста Ростовской таможни Сергею Еременко. Официальная формулировка - за достигнутые высокие результаты в деле защиты экономических интересов и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и выполнение особо важных и сложных заданий. 


Организация взаимодействия таможенников и пограничников.

25 октября традиционно будут награждать отличившихся таможенников и в донской столице. Почему именно в этот день? Вопрос, что называется, интересный. Ведь у таможенников … несколько профессиональных праздников. 25 октября начали отмечать уже в новое, постсоветское время. В этот день в далеком 1653 году издали Единый таможенный Устав, по которому взимали таможенные пошлины в российской столице и других городах. Советский День таможенника (29 мая), превратился ныне в праздник ветеранов таможенной службы. А есть еще и Международный день таможенников(International Customs Day) – 26 января. Впервые его отметили в 1983 году. И приурочили к 30-летию Всемирной таможенной организации. 26 января 1953 года в Брюсселе состоялась первая сессия Совета таможенного сотрудничества, затем переименованного во Всемирную таможенную организацию. 

Есть версия, что первые «верещагины» появились в донском регионе … тысячелетия назад.

Сотрудник Южного таможенного управления Евгений Некрасов, много времени проведший в различных архивах, в поисках исторической правды даже «вышел из нашей эры».

- Одной из самых древних цивилизаций, познавшей все выгоды морской торговли, была Финикия, - уверяет Евгений Михайлович. – Финикийские города-государства существовали на узком отрезке ливанского и сирийского побережий с небольшими перерывами сорок столетий подряд, начиная с IV тысячелетия до н.э. Финикийские купцы проложили маршруты до самых пределов известного в их эпоху мира и даже существенно раздвинули эти пределы. Они связали Европу, Азию и Африку всепроникающей паутиной торговых путей. В этих странствиях финикийцы из Черного моря заходили в Азовское. По Дону и по Манычу, который в то далекое время был многоводен и служил «проливом» между Азовским и Каспийским морями, проникали в Волгу и Урал. Оттуда купцы вывозили золото, красную медь, рыбу, воск, пушной товар и хлеб.

Таможенники остановили на границе эшелон с военной техникой.О пребывании финикийцев на Маныче свидетельствуют найденные на озере Гудило останки древнего финикийского корабля, построенного из очень крепкого дерева с медными гвоздями. Устье реки Дон в то время было гораздо выше нынешнего и, может быть, Манычский пролив вливался прямо в древнюю Меотиду, то есть Азовское море. Важным преимуществом финикийских кораблей являлся материал для их изготовления. Ливанский кедр обладал прекрасными качествами – легкость, прочность, долговечность. Во вместительный трюм судна загружали амфоры или кожаные бурдюки с зерном, вином, маслом. Более ценные грузы размещались на палубе, которая ограждалась деревянными решетками. Затем финикийцев вытеснили с торговых путей греки.

- Задолго до греческой колонизации племена, населявшие низовья Дона, Кубань и Кавказ, уже имели оживленный товарообмен как между собой, так и с дальними народами, - отмечает Некрасов. – Это показывают многочисленные археологические находки. К четвертому тысячелетию до нашей эры относится постепенное знакомство населения низовьев Дона с металлом, который проникал сюда с Кавказа, возможно, из Донбасса и других металлургических центров. Залежей медной руды в низовьях Дона не было. Развитие обмена привело к проникновению сюда металлических изделий и даже к обработке металла. Его доставляли сюда в слитках и в виде готовых изделий в обмен на скот и продукты скотоводства. Греческие колонисты практически не встречали сопротивления местного населения, и освоение территорий происходило на основе мирных соглашений с местными правителями, которые получали значительные выгоды от торговли с греками.

Золото и драгоценности, задержанные таможенниками.В VII веке до нашей эры в непосредственной близости от устья Дона (на территории Таганрога) была основана греческая торговая фактория. Район Таганрогского залива был колонизирован древними ионийцами. Согласно одной из версий, здесь находился древний город Кремны, упоминаемый Геродотом: «Поселение, именуемое Кремны». Согласно другой версии, здесь было поселение Кария, о котором сохранились сведения в сочинениях Птолемея. Некоторые историки древнее греко-скифское торжище Кремны располагают «близ выхода Северского Донца из гор, на правом рукаве его, Сухом Донце, где ныне Крымский хутор Кочетовской станицы». 

Греческие города сначала развивались автономно. Затем они объединились в одно государство – Боспорское царство. Процесс образования Боспорского государства, первого, заметим на территории современной России, был мирным. Целью объединения являлась стабильность торговых связей между народами Причерноморья – Приазовья с городами метрополии – Балканского полуострова островной Гречи, побережья Малой Азии. Боспорская колония Танаис играла важную роль в посреднической торговле между греками и местным населением. Танаис долго был одним из самых крупных в регионе торжищем и портом. Там продавали все – от рыболовного крючка до застежки. В ходу была разменная монета. Считалось, что здесь проходит граница между Европой и Азией. Танаис был торговым посредником между двумя частями света. Археологи предполагают, что порт Танаис имел просторную гавань, защищенную насыпным молом. Одна из башен крепости служила маяком, огонь на маяке поддерживался с помощью нефти, хранившейся в подвале башни. 

- Исключительная роль Танаиса состояла не только как торгового центра, но и как форпоста на крайнем северо-восточном рубеже царства, - отмечает Евгений Некрасов. – Неслучайно в надписях на мраморных плитах и каменных стелах нередко встречаются посвящения городу и купцам о восстановлении стен и башен. Через Танаис шла одна из трасс Великого шелкового пути.

Новые витки истории. Время царствование Ивана IV Васильевича. Появление первой российской таможни на юге – Астраханской. Согласно Патриаршей или Никоновской летописи, впервые торговые пошлины в Астрахани начал собирать стрелецкий голова Иван Черемисинов-Караулов вместе с казачьим головой Михаилом Колупаевыи в 1557 году. То есть практически за век до того, как был принят Единый таможенный устав. 

До XVIII века котрабандисты в России не особо беспокоили государство. Контрабанда носила случайный характер и не требовала специальной охраны границы. Бурное развитие промышленности и внешней торговли с Западом заметно оживило контрабандный промысел. Не последнюю роль в этом сыграл принятый в 1724 году протекционистский таможенный тариф, согласно которому таможенные пошлины резко увеличились. Контрабанда становится массовым явлением, и государство начинает планомерную борьбу с ней. Форпостные команды из числа военных не только должны были охранять границу и задерживать беглых, но и препятствовать проникновению контрабанды. Петр I возложил на заставы («крепкие караулы») и форпосты обязанности следить и за тем, чтобы заграничные товары перевозились обязательно по большим дорогам под «сохранными листами, печатями и надежным надзором до таможен». Именно при царе Петре в низовьях Дона устанавливается российская таможенная служба. Создавались крепости, цепи форпостов. Особое внимание уделялось контролю за движением «заповедных товаров» и противодействию утечки денег за границу. 

Прошли  годы, десятилетия, века. Граница по-прежнему «на рубле» - здесь ставятся заслоны «денежным утечкам». В числе главных задач таможни по-прежнему контроль за движением «заповедных товаров» …