
Спасти умирающий шахтерский поселок, откуда массово готовились уезжать люди, казалось, могло только чудо. И оно произошло. Никакого волшебства тут не было: народ сам закатил рукава и начал работать – свои подворья обустраивать. Областные власти помогали. А на месте финансами очень эффективно распорядились, да еще и своих добавили. Вот и вышло, что даже молодежь из Коксового уезжать не думает и свое будущее связывает именно с родным поселком.
Фото/Видео: Наталья Нарсеева

Жизнь без прикрас
В Коксовый мы приехали с первым заместителем главы Белокалитвинского района Дмитрием Устименко фактически без предупреждения – звонок за полчаса до прибытия ведь не считается!
– Хочу, чтобы вы увидели жизнь такой, какая она есть, безо всяких прикрас. Мы никого специально не готовили для встречи с журналистом, собеседников себе выбирайте сами, – сказал Дмитрий Юрьевич.
Я для начала «выбрала» Сергея Киреева, главу Коксовского сельского поселения. По разговору сразу поняла: он – не просто местный, а корнями в эту землю вросший. И про каждого человека все знает, и за каждый метр дороги, каждый уголок, каждый дом душой болеет. Он и родился тут, в той самой сельской амбулатории, которая с годами обветшала. Как и водопровод, сработанный еще в конце пятидесятых, и клуб, и школа, и теплосети… Потому в поселке воды в домах практически не было, многие улицы только от колонок и питались. Плюс жилья ветхого и аварийного набралось на приличный список. Но собственный бюджет поселения (всего 4,5 миллиона рублей, жителей – более 8 тысяч) развернуться не позволял. Плановый бюджет поселения – 14 миллионов рублей, 82 процента – дотации из области. А вот обобщенный бюджет, куда входят все субвенции, субсидии, доходил в последние четыре года до 250 миллионов и ниже 140 миллионов не опускался. Здесь и программа переселения из ветхого жилья, и грандиозный проект восстановления водопроводных сетей на 301 миллион рублей, который в следующем году будет полностью реализован. Сейчас по всему поселку работают 8 бригад «Полимерспецстроя», заводят трубы даже на те улицы, где изначально никакого водопровода никогда не было, одни колодцы. На следующий год, когда построят два резервуара-накопителя на 2 тысячи кубов, вода в домах будет в любое время года. И еще: такие ресурсы вполне могут прийтись по душе инвесторам, которых Коксовому сегодня только и не хватает.
Но пока Коксовый весь перерыт и похож на территорию, где люди ищут клады. Никто не ропщет. Потому что уже отдачу от вложений увидел народ. Капитально отремонтирован ДК за 20,5 миллиона рублей. В качестве «скорой помощи» возведен модульный детский сад на 25 мест и строится еще один – капитальный на 120 мест. Потому что идет естественный прирост населения. В школе было всегда 500 учащихся, теперь – за 600 перевалило. В этом году сформировали три первых класса, четыре вторых и четыре третьих. По технической оснащенности она неплохо выглядит даже на уровне городских – на четверых учеников один компьютер. Есть даже электронный тир.
В амбулатории нас встречает заведующая Наталья Ивановна Смолина. После ремонта ей есть чем похвастаться. Своя лаборатория: все анализы – кроме тех, что в Ростов, в крупные специализированные центры, отправляют, – делаются на месте. Есть и дневной стационар, потому при необходимости люди могут здесь пролечиться, особенно если нужны капельницы. Теперь в поселке есть стоматологическое оборудование современное.
– Амбулатория – первый мой экзамен по освоению бюджетных средств, – признается Киреев. – И после этого губернатор пообещал нам в качестве бонуса за эффективное и рациональное расходование денег спортивную площадку от «Газпрома», которую и поставили в 2014 году.
Что интересно, в Коксовом местное самоуправление не только на депутатах держится, но еще и на активистах комитета территориального самоуправления, которые участвуют в решении всех местных вопросов – от проведения субботников до выборов. В том числе и финансовых. Ведь из области и района деньги идут целевые, к примеру, на тот же ремонт ДК. А на детскую площадку у местной власти средств не хватает. Тогда свое веское слово говорит сход граждан. Сказали – в складчину будем строить, никто не отказывается. Администрация горку купила, люди на качели и грибки насобирали, установить все помогли.
Предприниматели и большую долю расходов по организации праздников на себя берут, еще недавно сделали дополнительный ямочный ремонт поселковых дорог.
Дети и старики врать не будут!
Есть неподалеку от поселка Коксового одно из красивейших мест в Ростовской области – скала над рекой Калитвой. Оттуда вид прекрасный открывается, хутора Попов и Верхний Попов, там даже фильм москвичи с рабочим названием «Казачья доля» снимали, обещали показать в январе по каналу «Россия 1». В нем и про лучший в России Белокалитвинский казачий кадетский корпус расскажут, петь будет ансамбль из хутора Какичева. Это я к тому, что сама природа жителей поселка не обделила. И они ей тем же намерены заплатить. Но это уже будет другая тема, и к ней мы еще вернемся.
Заходим в ДК и попадаем к юным танцорам. Спрашиваем про жизнь в поселке, не скучно ли?
– Мне – нет, мне папа дом на дереве построил, – сразу заявила Софья Лютинская.
– А я тоже здесь жить буду, у нас – самое лучшее подворье, и про это даже табличка на доме висит, – сказала еще одна Соня Крыгина. Оказалось, что всю красоту навела там при помощи своих помощников – детей и внуков – ее бабушка Анна Викторовна Крыгина. И правда, разве можно уехать из «лучшего подворья»?
Тут же в ДК есть и спортивный зал, как раз на тренировку пришла младшая группа боксеров. Олег Аниканов привел двоих сыновей – Никиту и Данила.
– Физкультура в школе – это одно, а спортивных секций, особенно для мальчишек, должно быть много, – считает папа, который, по виду, сам регулярно тренируется. – У нас есть сильный бокс и хороший футбол – что еще надо?
– Обязательно надо посмотреть актовый зал, – настаивает Дмитрий Устименко. Идем наверх, и я понимаю, почему надо обязательно посмотреть пустой – без зрителей, без артистов зал. С порога сразу спешу сесть в одно из кресел первого ряда. Удобно-о! Думаю, дорого.
– Мы попали в федеральную программу, приуроченную к Году российского кино, по которой получим киноаппаратуру в качестве 3D, а еще световую и музыкальную – на 4,5 миллиона рублей, – пояснил Дмитрий Юрьевич. – Все просто – это и есть результат командной работы.

