С начала этого года вступил в силу ряд законодательных актов, усиливающих защиту прав потребителей
По словам директора департамента потребрынка РО Ирины Теларовой, в прошлом году донские жители чаще всего жаловались на нарушения в сфере ЖКХ – 33 %. На медицинские услуги поступило 12 % из всего количеств жалоб – это значительный рост потребительских претензий за последнее время. Специалисты связывают его с активной деятельностью «медицинских клиник», зазывающих по телефону принять участие в пробных процедурах. Острые в прошлом вопросы – работа общепита, предприятий бытового обслуживания и туристических фирм – сейчас занимают не более 4 % всех обращений.
Финансовый вопрос
Каждый восьмой обратившийся жаловался на нарушения, связанные со страхованием, кредитованием и действиями риелторов. Жалоб на действие коллекторских агентств стало существенно меньше. И правозащитники надеются, что это количество еще сократится – вступил в действие федеральный закон, жестко регламентирующий действие таких фирм.
Также изменились границы допустимого начисления штрафов, пени и процентной ставки на задолженность для микрофинансовых организаций – именно на действие этих фирм поступало наибольшее количество жалоб. Все необходимые данные о кредите или микрозайме теперь обязаны публиковать на первой странице договора.
В помощь автовладельцам
С начала этого года доработали и закон об ОСАГО – все страховые организации обязали выдавать полисы ответственности автовладельцев через Интернет. Теперь, как надеются правозащитники, отговорок про «закончившиеся бланки» граждане получать не будут. Впрочем, за январь в Ростовской области этой услугой пока воспользовались менее ста человек – работа по выдаче электронных бланков ОСАГО буксует по техническим причинам. Особенные сложности – у автовладельцев старше 50 лет: процедура заполнения всех необходимых граф для малознакомых с работой в Интернете людей достаточно трудная. Тем более что этот же федеральный закон накладывает немалую ответственность на автовладельцев за случайно или специально сделанные ошибки при заполнении анкеты на ОСАГО: так, в случае неправильно указанной стоимости автомобиля могут лишить страховых выплат.
Изменения в законодательстве теперь ограничивают и действия так называемых автоюристов. Как поясняют правозащитники, это своеобразный аналог коллекторов, только по отношению к самим страховщикам: выплачивают автовладельцам насчитанный по собственным оценкам ущерб за ДТП, а потом уже через суд требуют у страховых агентств еще большие суммы. «Именно действия «автоюристов», особенно на Юге России – в Ростовской области, а также в Ставропольском и Краснодарском краях – сделали работу с ОСАГО крайне невыгодной для страховых агентств, что и повлияло на кризис с выдачей полисов в прошлом году, – поясняет председатель регионального отделения правозащитной организации «Финпотребсоюз» Ольга Михайлова. – Теперь же автовладельцы обязаны сперва обратиться в свою страховую компанию и получить их расчеты по оценке имущества, и лишь в случае несогласия – в сторонние фирмы за независимой экспертизой».
Кто поможет?
В Ростовской области продолжает работу региональная программа по защите прав потребителей. Получить бесплатные консультации и досудебную юридическую помощь можно по телефону горячей линии 301-0-103: есть городской номер – добавочный код Ростова (863), есть мобильный (+7-961). Также есть возможность задать свой вопрос по электронной почте департамента потребрынка РО: dprro@zppdon.ru или же оставить свое обращение на сайте http://zppdon.ru, в разделе «Задать вопрос». Есть аккаунты в наиболее популярных социальных сетях – здесь можно не только отправить свой вопрос или жалобу, но и ознакомиться с последними новостями в сфере потребительского рынка.
Достаточно эффективны обращения и в местную администрацию – при каждом муниципалитете Ростовской области есть специалист по защите потребительских прав. С их помощью донские жители в последнее время оперативно решают конфликты с местными предпринимателями, не доводя дело до суда – экономия времени и сил.
Продолжают свою работу в Ростовской области шесть бесплатных общественных приемных – контактные данные и время работы можно найти на сайте zppdon.ru, в разделе «Кто защищает потребителей».
В Донской публичной библиотеке в Ростове-на-Дону с начала этого года начал работать консультационный центр для потребителей. Здесь вам подскажут, как разрешить спор по дистанционной торговле (через интернет, а также по каталогам или ТВ-программам) или же отстоять свои права при получении услуг ЖКХ, связи, транспортных и туристических услуг, а также платных услуг в медицине. Работать консультационный пункт будет каждую вторую и четвертую среду месяца, с 15 до 18 часов, в отделе информационного обслуживания (2-й этаж, ДГПБ).