В Октябрьском районе на грант «Дистанционный репетитор онлайн» было шесть претендентов. В итоге грант «ушел» в хутор Киреевка 

Даша Леонова с мамой Ириной.

Равные среди равных

«Да мало ли грантов выигрывается! – скажет кто-то. – Неужели надо обо всех писать?» Обо всех, наверное, не стоит. Но этот грант – особенный. 

С термином «инклюзивное образование» знакомы не все. Означает он включение детей с ограниченными возможностями в процесс обучения наравне со здоровыми мальчишками и девчонками. В Киреевской школе учатся 14 особых, «нестандартных» ребятишек. Есть слабовидящие, плохо слышащие, с легкими формами ДЦП, со сколиозом – из Шахт, поселков Новокадамово, Равнинный, Атюхта, хуторов Киреевка и Новая Бахмутовка. 

Общеизвестный факт: дети – народ жестокий. И те, кто не похож на других, обычно вынуждены терпеть насмешки и обиды от сверстников. Поэтому ребята с ограниченными возможностями проходят обучение в специализированных заведениях. А цель инклюзивного образования – разрушение барьеров между школьниками-инвалидами и здоровыми ребятишками. 

Но вот получается ли их разрушить?

– С первого класса обычные дети видят рядом с собой одноклассников с ограниченными возможностями, взаимодействуют с ними, – рассказывает Мария Липенко, педагог-психолог Киреевской школы. – Они перестают замечать разницу между здоровыми и инвалидами. Когда я беседую с особенными детьми, то вижу, что они не чувствуют дискомфорта, находясь в классе, никто к ним не относится по-другому, они являются равными среди равных. Так что у нас все получается…

В сенсорной комнате - Мария Липенко.Не каждое учебное заведение может стать инклюзивным. Школа хутора Киреевка в этом смысле особенная. Она активно участвует в реализации федеральной программы «Доступная среда». В здании есть компьютерный класс для школьников с ограниченными возможностями. В нем два компьютера предназначены для слабослышащих, один – для слабовидящих, два – для ребят с нарушением опорно-двигательной системы. 

Есть сенсорная комната со светящимся фонтаном для развития моторики рук; экраном, создающим впечатление движения в бесконечность и предназначенным для детей с плохим зрением; светящейся песочницей и другими полезными вещами. Кстати, в комнате любят бывать все, а не только дети с ограниченными возможностями.

Из расчета на особенных ребят в школе сделаны туалеты, на входе установлен пандус. 

– У нас не учатся колясочники, – говорит Светлана Цурикова, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. – Но если возникнет необходимость принять ученика, который не может ходить самостоятельно, передвигается на инвалидной коляске, проблем не будет. В школе для этого созданы все условия. 

Безграничные возможности

Фраза «с ограниченными возможностями» хороша тем, что звучит корректно. Но касается она лишь физического здоровья ребенка и не определяет ни его творческой наполненности, ни интеллектуальной составляющей. А здесь возможности особенных детей могут быть, без всякого преувеличения, безграничными. 

Ограничение возможностей не мешает ученице 5 «А» класса Дарье Леоновой учиться на «пять» и «четыре» и заниматься вокалом в Шахтинской музыкальной школе. А еще Даша вяжет красивые шарфы и головные уборы. В 2015 году девочка приняла участие в конкурсе «Продвижение», организованном Содружеством детей и молодежи Дона, и оказалась на первом месте в номинации «Декоративно-прикладное искусство». За сделанный своими руками скворечник Дарья удостоилась медали и подарка. 

Одна из ровесниц Даши уже год посещает хореографическую группу местного Дома культуры. Танцевальный коллектив ездит с выступлениями по Октябрьскому району, бывает в Шахтах. Из поездок девочка привозит грамоты, благодарности и букеты цветов. При этом она находит время хорошо учиться.

Ученик 6 «А» класса Александр Литвинов увлекается фотографией. По мнению учителя информатики Маргариты Поливановой, Саша – прекрасный программист. 

Много талантов и у других детей с ограниченными возможностями здоровья. 

И это – только начало.

Фонд, ставший обладателем гранта, родился совсем недавно, в 2015 году. 

– Рядом с учебным заведением есть старая котельная, – рассказывает одна из педагогов. – А школьный спортзал вечно переполнен, учащимся в нем тесно. Вот и возникла идея – сделать в котельной еще один спортивный зал. Для этого и был создан фонд «Инклюзивная школа поддержки и развития МБОУ СОШ № 3». Правда, спортзал в котельной не появился, но благодаря фонду привели в порядок школьный спортзал, не ремонтировавшийся 14 лет…

– Наша задача – оказывать школе помощь в ремонте, приобретении оборудования, организации питания и многом другом, – рассказывает директор фонда Надежда Гетманова. – Косметический ремонт спортзала мы сделали, это была проба сил. Большую поддержку нам оказали волонтеры. Сейчас выиграли грант «Дистанционный репетитор онлайн», который поможет учащимся в сдаче ЕГЭ. Но на достигнутом мы не собираемся останавливаться, планируем подавать заявки и на другие гранты.