Каждый день на 12-часовое дежурство по станции Ростов-Главный заступают 19 сотрудников отдела охраны общественного порядка линейного Управления МВД России на транспорте по СКФО. Именно эти люди отвечают за безопасность тех, кто оказался на Главном или Пригородном железнодорожных вокзалах Ростова. Журналисты «НВ» заступают на службу вместе с ними...
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Мимо них ежедневно проходят сотни людей, и полицейские обязаны обращать внимание на каждого. Анализировать поведение, отмечать особенности.
– Как бы ни старался злоумышленник сохранять спокойствие, он все равно будет нервничать. Задача полицейского – заметить признаки волнения у человека и проверить, чем это вызвано. Бывает, что, увидев сотрудника в форме, только что вошедший в здание человек резко разворачивается и выходит. Такого обязательно догонят, проверят документы, расспросят о цели пребывания на вокзале. Привокзальная площадь – тоже наша зона ответственности,– рассказывает начальник отделения охраны общественного порядка капитан Николай Морозов.
Обязаны сотрудники вмешиваться и в конфликты, возникающие между гражданами. Много хлопот сейчас, в зимнее время, доставляют «граждане мира» – заходят погреться, отдохнуть. Зачастую проникают они не через главный вход. Станция Ростов-Главный – открытого типа. Ее площадь составляет 8 км2, длина периметра – около 11 км, из них огорожено всего 4, в основном – отдельные предприятия. Это создает множество возможностей для проникновения. Чтобы полностью обеспечить безопасность такого объекта, нужно все же огородить территорию, и минимум – 25 сотрудников полиции в смену.
Начинается не с вешалки
Первый пункт контроля – досмотровая лента и рамки металлодетектора на входе в вокзал. Здесь постоянно дежурят несколько сотрудников полиции, но основная работа ложится все же на оборудование и инспекторов по входному контролю. Это отдельная служба, созданная в Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов. Именно эти люди внимательно разглядывают на мониторах содержимое сумок пассажиров.
Такая работа требует большой внимательности, очень устают глаза. Пассажиры не стесняются высказать недовольство при малейшей задержке. Потому и сменяются инспекторы каждые два часа.
– На мониторе видны не только контуры предметов, но присутствует и цветовое деление. Именно на него мы обращаем внимание в первую очередь. Предметы, сделанные из материалов органического происхождения, показаны в диапазоне коричнево-желтых цветов. Металлы – сине-зеленые. Чем насыщеннее цвет, тем больше плотность предмета. А дальше все зависит от внимательности человека, сидящего у монитора, – говорит инспектор по входному контролю Дмитрий Дегтярев.
Самый частый улов на Ростовском главном железнодорожном вокзале – патроны. Маскировать запрещенные к провозу предметы пытаются по-всякому и весьма изобретательно. Однажды патроны засунули в торт. В другой раз они обнаружились в ручке небольшой металлической тачки. Интересную начинку в полой трубке рассмотрел на мониторе как раз Дмитрий Дегтярев.
Откровенно говоря, нынешний пункт досмотра при входе в вокзал не отвечает многим требованиям. Во-первых, он маленький. Когда пассажиров много, здесь сразу собирается очередь, создается толчея. Во-вторых, он находится в самом здании вокзала. В случае террористической атаки и взрыва ударная волна пойдет внутрь монолитно-бетонного здания. Это может увеличить количество пострадавших. Сейчас строится новая стеклянная галерея. В ней будет больше пунктов пропуска, к тому же она будет располагаться не в самом здании вокзала, а примыкать к нему.
Обход, еще обход
Основная функция сотрудников отдела охраны общественного порядка линейного управления МВД России на транспорте – обход и патрулирование. Полицейские дежурят на каждом этаже вокзала, патрулируют перроны и платформы. У сотрудников с собой портативные приборы, с помощью которых по данным паспорта можно проверить, не находится ли человек в розыске. Подойти, представиться, спросить, куда направляется человек, попросить предъявить документы и билет – стандартная процедура.
Отдельно досматриваются поезда дальнего следования во время больших стоянок. Сейчас в обязательном порядке проверяются все составы, следующие из или в Махачкалу, Грозный, Владикавказ. На проверку одного состава уходит порядка 20-25 минут. Здесь вместе с сотрудниками охраны общественного порядка работают кинологи.
Кися, она же Кейси по документам, трехлетний черный спаниель, и ее хозяйка старший инспектор-кинолог ЦКС УТ МВД России по СКФО Светлана Жердева несколько раз в сутки приезжают на вокзал. Обходят все здание, перроны, обязательным пунктом – сунуть любопытный черный нос в камеру хранения. Для Киси ее работа – больше игра, ей интересно находить всякие разные предметы.
Именно за поисковый азарт щенка и выбирают в питомнике, чтобы вырастить из него служебную собаку. Помимо этого, животное не должно бояться громких звуков. Критериев – много. Потом начинается интенсивное полугодичное обучение, экзамен. На этом тренировки не заканчиваются, подтверждать свою квалификацию приходится на зачетах каждые полгода. Кися ориентирована на поиск оружия, боеприпасов и наркотических веществ.
Мы со Светланой, беседуя, проходили по второму этажу вокзала, когда Кися уверенно тащит хозяйку к одиноко стоящей черной спортивной сумке. «Она уже знает, что такие вещи надо проверить обязательно. Привыкла за время работы. Теперь проявляет инициативу сама», – поясняет Светлана.
Впрочем, хозяин сумки обнаружился достаточно быстро. Мужчина в возрасте рассматривал какой-то стенд чуть поодаль. Любопытство служебной собаки к личному имуществу ему пришлось не по душе. Он достаточно эмоционально стал требовать убрать животное. Кися, впрочем, тщательно все обнюхав, не нашла в сумке ничего для себя интересного и решила продолжить обход.
– Такая реакция часто встречается, – поясняет Светлана. – Приходится успокаивать людей. Объяснять, что это просто наша работа и их безопасность.
В 2014–2015 годах, когда в Украине шли активные боевые действия, звонки с сообщениями о заминировании зданий железнодорожного вокзала поступали с регулярностью 3-4 раза в неделю. А как-то – дважды за сутки.