
Использование собак-поводырей для слепых людей имеет многолетнюю историю как в мире, так и в нашей стране. В Ростовской области в прошлом году их получили 12 инвалидов по зрению.
– Я ведь потеряла зрение давно, тридцать лет назад, в результате аварии, – рассказывает жительница Миллерово Наталья Етка. – Год назад у меня появился поводырь – лабрадор Чесси. Знаете, о чем жалею? Что столько лет жила без нее – труднее, надрывнее, по-настоящему в темноте. Ведь представьте, раньше, чтобы добраться куда-то, просила соседей, подруг, а теперь – будто свободный человек. Моя Чесси помогает обойти любые препятствия: даже если асфальт чуть вверх уходит, она дает знать. Когда в магазине мелочь упущу или перед дверью ключи от квартиры – она поднимет. Ой, вы простите, сейчас долго говорить не могу – мы как раз выходим из подъезда и спешим на репетицию хора!
Наталья Етка – одна из тех, кто воспользовался законодательным правом на собаку-поводыря, подал заявление и необходимые документы в Фонд социального страхования и получил ее после посещения специальной школы в Подмосковье, а также сдачи там экзамена.
Еще в 1960 году постановлением Совета министров РСФСР была создана Республиканская школа подготовки собак-проводников. За годы своего существования она выучила свыше 3,5 тысячи собак для слепых. В настоящее время школа ежегодно предоставляет незрячим 60 собак.
Слепых людей бесплатно доставляют в школу, где они обязательно должны провести две недели – чтобы не просто научиться ходить со своей собакой, но и жить вместе.
Это тот приятный случай, когда все, с кем разговаривала, ставят школе твердую пятерку. Здесь ученикам дают не только навыки общения с собаками-поводырями, но и учат юридическим тонкостям в общении с чиновниками.
На содержание и ветеринарное обслуживание животных предусмотрена компенсация – сейчас сумма составляет 22959,70 рубля в год. Но пока этот момент не идеален – в прошлом году нашим инвалидам по зрению пришлось привлекать к решению вопроса даже прокуратуру. В чем загвоздка? Наверно, все-таки в человеческом факторе и в некомпетентности отдельных сотрудников, отвечающих за данное направление.
– Нас учили в этой школе: «Отстаивайте свои права!» – мы оказались хорошими учениками, – говорит ростовчанка Надежда Леонтьева.
В прошлом году она тоже побывала в подмосковной школе, откуда вернулась с лабрадором Бабеттой. Как сама ее характеризует, пушистой, мягкой и доброй. До этого Бабетта, или Бэтти, как называет ее Надежда, пробыла месяц у другого инвалида по зрению, но они, как говорится, не сошлись характерами. В школе разрешается в течение такого времени производить возврат.
– А мне Бэтти подошла! – говорит Надежда. – Она активная, веселая! Где мы теперь только вместе не бываем – и в парикмахерской, и в банке, и в магазине! Она не просто помощник, она моя подруга! Чувствую даже, как она влияет на окружающих – создает позитив: люди вокруг становятся дружелюбнее, стремятся помочь.
Что касается компенсации, которая, конечно, очень важна и нужна, инвалиды надеются, что все встанет на свои места.
Тем более что пора – ведь Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, в котором предусмотрено и обеспечение слепого инвалида собакой-проводником с комплектом снаряжения (специальный ошейник, поводок, намордник, шлейка, щетка, гребешок), существует уже больше десяти лет!
Кстати, теперь ежегодная компенсация положена не только для поводырей, полученных инвалидами в рамках так называемых госзакупок, но и если собак им подарили спонсоры, благотворительные организации или фонды. Главное – чтобы в индивидуальной программе реабилитации, выдаваемой бюро МСЭ, были рекомендации по обеспечению собакой-поводырем и имелись документы на нее.

