Чтобы работать в социальной сфере, нужна большая душа, крепкие нервы и великое терпение. Все ли из 24 тысяч работников, занятых тут, отвечают этим требованиям?

В этом зале накануне Дня соцработника собрались представители всей системы социальной помощи. Там работают более 24 тысяч человек. Фото с сайта www.donland.ru

Эта неделя началась с торжественного приема социальных работников по случаю профессионального праздника, который отмечается 8 июня.

Зал конгресс-холла ДГТУ, где проходило праздничное мероприятие, естественно, смог вместить лишь малую часть представителей этой сферы. Ведь сегодня в системе соцпомощи на Дону трудится более 24 тысяч человек. Преимущественно – женщины.

Из рук губернатора заслуженные награды – медали «За доблестный труд на благо Донского края», знаки «За безупречную службу», «За милосердие и благотворительность», благодарственные письма – получили 15 работниц соцзащиты.

Поздравления и поощрения, конечно, этим не ограничиваются и продолжаются непосредственно в территориях и в коллективах.

Социальная сфера – это дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры для бездомных, реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и, конечно, управления соцзащиты.

В народе еще с советских времен прочно прижилось прежнее их название – собесы.

В один из них – в Кировском районе Ростова – я и заглянула без предупреждения. На часах – полдень, но на удивление не обнаружила здесь ни очередей, ни шума, ни гама. Только перед дверью отдела по назначению детских пособий сидел молодой мужчина: «Супруга дома с малышом, вот принес документы на назначение выплат!» – пояснил он.

Молоденькая девушка что-то переписывала в блокнот с информационного стенда. Оказалось, студентка Елена пришла по просьбе бабушки-льготницы, которая никак не может понять, почему уменьшилась денежная компенсация. Из-за двери кабинета, где выдают пластиковые карты на проезд в общественном транспорте, слышатся голоса пожилого человека: «Вы же понимаете?» и сотрудницы: «Я вас понимаю, милый человек! Но есть правила и закон, которым мы должны строго следовать!»

– Последнее время количество посетителей, конечно, уменьшилось, – подтверждает заместитель начальника управления соцзащиты Анна Анатольевна Верба. – Ведь теперь подать заявление на предоставление той или иной соцуслуги можно и в многофункциональных центрах. То есть поток как бы разошелся на две части. Хотя по-прежнему только мы выдаем, например, те же удостоверения «Ветеран труда». К нам приходят за консультацией в самых непростых ситуациях.

Анна Анатольевна, прежде чем стать вторым лицом в своем управлении соцзащиты, больше десяти лет проработала здесь специалистом и начальником отдела. Вела непосредственно приемы граждан и знает, как порой бывает непросто балансировать между сочувствием и буквой закона.

Как только появляются новые законодательные акты в социальной сфере – здесь заранее знают, что непременно увеличится поток посетителей. Предпоследний раз так было, когда планировали талоны на льготный проезд заменить денежной компенсацией. Теперь тема №1 – изменение расчета денежной компенсации за жилищные и коммунальные услуги.

Конечно, есть те, кто не желает слышать никакие объяснения, но и с ними сотрудницы умудряются сгладить острые углы. По крайней мере, здесь никогда не было таких неуправляемых ситуаций, которые бы заставили нажать на «тревожную» кнопку.

– По профессиональной этике мы должны держать себя в руках и стараться находить общий язык с каждым посетителем, – говорит Анна Анатольевна.

Очень скромная спокойная женщина – секретарь приемной Татьяна Георгиевна Пушкина со стажем почти сорок лет – работала при всех начальниках и во всех помещениях, которые в разные годы занимал собес, позже – управление соцзащиты: сначала на улице Станиславского, потом на проспекте Ворошиловском, 30, теперь вот – на том же проспекте № 52. 

– Это сейчас на каждом столе компьютер и есть даже отдел автоматизации. А раньше у меня была печатная машинка, кажется, «Янтарь», – вспоминает Татьяна Георгиевна. – Посетители, конечно, тоже изменились. Стали более грамотными. Часто ссылаются на газеты, интернет. Ой, что-то я с вами разговорилась, хотя и не собиралась ведь. Вот умеете вы, журналисты, раскрутить на беседу.

Тут в приемную стремительной походкой входит седовласый мужчина, явно из числа постоянных посетителей, по-хозяйски ставит портфель на стул: «Это я, вы же меня помните?» – обращается к Татьяне Георгиевне. В общем, рабочий день продолжается...