Побывавший в Законодательном собрании области митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий сделал ряд неоднозначных заявлений.
В Законодательном собрании области принимали гостей. На встречу с донскими парламентариями во главе делегации клириков Русской православной церкви прибыл митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий
Интерес к встрече проявили и представители других конфессий. В зале заседаний донского парламента можно было видеть и муфтия Джафара Бикмаева в полном церковном облачении, и председателя Ростовской еврейской общины Михаила Потапова. Присутствовали члены областного правительства, руководители муниципалитетов, представители общественности, пресса.
Событием для всего депутатского корпуса назвал встречу председатель Законодательного собрания Александр Ищенко:
– Сам факт того, что мы встречаемся в таком составе, общаемся, свидетельствует о готовности государства прислушиваться к мнению представителей различных конфессий…
По оценке спикера донского парламента, диалог государства с церковью сегодня восполняет то, что было утрачено в революцию 1917 года и послереволюционную, нелегкую для страны пору. При этом выстраиваются эти отношения на принципиально новом уровне развития общества:
– Главный урок, который мы можем извлечь из прошедших ста лет, это то, что насилие не может быть инструментом развития. Если в обществе назрели противоречия, их нужно решать путем взаимного согласия. В том числе с участием церкви…
Эту мысль поддержал в своем пространном выступлении и глава Донской митрополии:
– Взаимоотношения религиозного сообщества и парламентариев выходит сегодня на качественно новый уровень…
Немало места в своей почти часовой речи владыка Меркурий уделил урокам революции. Событиям русской истории, оказавшим на судьбы мира неменьшее влияние, чем, скажем, Великая французская революция, минул век. Однако во всемирно-историческом значении глава Донской митрополии русской революции явно отказывает. Для него она навсегда остается ущербной, рвущей вековые исторические связи:
– Церковь, пожалуй, единственный общественный институт, который сохранил свою веру с глубоких веков без изменений. Она жила под особым государственным контролем в царской России и была поставлена на грань физического существования в советский период. Память об этом должна быть действенной и твердой. Слишком дорого страна заплатила за революцию. Причем платила миллионами жизней. Потому самой достойной памятью об этих жертвах будет наше сегодняшнее согласие, взаимопонимание в нашей России и Ростовской области. Сегодня нам нужно включиться в качественно новый этап жизни, реализовывать политику, имя которой – сбережение нашего главного достояния – русского народа…
Однако, несмотря на призыв к согласию, речь митрополита была выдержана в довольно-таки жестких тонах. И отнюдь не свидетельствовала о готовности церкви принять нынешнее общественное развитие во всем его многообразии. Так, явное неприятие обнаружилось, когда Меркурий заговорил о секуляризме, одним из проявлений которого является принцип отделения церкви от государства. Основополагающий, надо сказать, для большинства цивилизованных стран.
По мысли оратора, Русская православная церковь – это вовсе не армия священнослужителей. Это весь народ. Излишне категорично хотя бы уже потому, что наш народ не исповедует и никогда не исповедовал одну-единственную веру.
Тому доказательство – и присутствие на встрече с митрополитом глав других религиозных конфессий, представленных на донской земле. Более того: сами иерархи РПЦ поддерживают с другими религиями конструктивный диалог. И именно такой диалог, а вовсе не принцип абсолютизации одной из религий, способствует поддержанию общественного единства и согласия в нашей многонациональной стране.
Далеко не однозначно воспринимается и сформулированная владыкой позиция по такой сложной проблеме, как аборты. Видимо, митрополит и сам почувствовал это. И, призвав поначалу вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования, постепенно снизил градус своего пафоса:
– Конечно, церковь весьма реалистично смотрит на эту очень важную для нашего общества проблему. Мы не можем сейчас говорить о тотальном запрещении абортов. Но мы должны перестать рассматривать аборт в виде позитивного права…
Высказал Меркурий позицию церкви и по другим вопросам общественного развития. В частности, по темам волонтерского движения, благотворительности, противодействия экстремизму, развития культуры и традиций народов Дона. А завершилось обращение митрополита к депутатам прозрачным намеком на крайнюю желательность бюджетного субсидирования религиозных организаций в деле реставрации ими культовых сооружений и памятников культуры.
После выступления владыки от комментариев и вопросов воздержались все – даже коммунисты. И не потому, что у народных избранников не нашлось резонов. Просто понимают, что сегодня не бесплодные препирательства с церковью нужны, а активный поиск путей сотрудничества. Причем не только с РПЦ, но и с другими конфессиями.
На это в свое время были направлены нормы областного закона о духовно-нравственном воспитании в образовательных учреждениях. Четыре года он действовал на Дону. Позднее его положения были учтены при редактировании федерального закона об образовании, а также нашли свое отражение в областных законах о государственной молодежной политике и о патриотическом воспитании граждан. Работа над этими нормативно-правовыми актами велась в тесном взаимодействии с Донской митрополией и руководством других религиозных конфессий.
Именно из опыта сотрудничества в законотворчестве и исходил А. Ищенко, когда сформулировал на встрече с митрополитом Меркурием консолидированную позицию всех фракций донского парламента в отношении представленных на нашей земле церквей:
– Обязанность любой власти – слышать голос церкви. Без этого успеха и созидания достичь невозможно…