Наш корреспондент на месте убедился: турки нашим туристам сильно рады

В НАЧАЛЕ прошлого года российско-турецкие отношения оставляли желать лучшего. Летом они были восстановлены, но туристический поток не набрал былую мощь – и Турция провела год практически без русских туристов. Зато в новом сезоне турагентства заработали в полную силу еще в начале весны. 

Предложения от различных туроператоров отличались разнообразием и заманчивыми ценами. Просматривая сайты туристических компаний, видел совершенно нереальные туры: недельный отдых по системе «все включено» в отеле средней руки вместе с перелетом – за восемь тысяч рублей. Шесть дней в пятизвездочном отеле уже по системе «ультра-олл» – то есть с дополнительными бонусами, помимо качественного трехразового питания и самых разнообразных напитков практически круглосуточно, – за двенадцать тысяч (и снова вместе с перелетом). Если учесть, что билет туда-обратно до Стамбула на рейсовом самолете стоит дороже, невольно приходилось задумываться: в чем же дело? Похоже, места в отелях отдавали ниже, чем по оптовой цене. Заманивали! 

И люди, естественно, полетели. 

Когда я оказался в аэропорту Антальи после двухлетнего перерыва, стало ясно – по сравнению с 2015 годом совершенно ничего не изменилось. Все те же несколько секунд на то, чтобы поставить в паспорт штамп о прибытии – и «добро пожаловать в Турцию». Никакого досмотра багажа, никаких лишних вопросов. Автобусы ждут, чтобы развезти туристов по отелям. 

В этот раз наш контакт с турецкой стороной получился даже плотнее. Мы летели самолетом турецкой авиакомпании «Онур эйр». Объявления в самолете – по-турецки и по-английски, проводники тоже русским не слишком владеют.

Соответственно, турецкая компания представляла интересы туристов и в Турции. Здесь гиды прекрасно говорили по-русски, да и функция их заключалась в том, чтобы доставить отдыхающих до нужного отеля.

МЫ В ЭТОМ ГОДУ остановились в отеле рядом с Сиде – городом неподалеку от Антальи, известном еще с античных времен. Видимо, из-за близости к центру курортной зоны отели вокруг были сплошь пафосные, пятизвездочные, внешне напоминающие роскошные замки. Не думаю, что отдыхали в них сплошь богачи – народ в самолете и в автобусе был самый разный. 

В нашем отеле, однако, преобладали немцы. Было много представителей Восточной Европы, встречались англичане. Русских сравнительно мало. Пара украинских семей. Одним словом, полный интернационал. 

Работники отеля говорили все больше на немецком – как я понял, отель уверенно ориентирован на Германию. Но и русским здесь были рады. В некоторых отзывах об отеле (которые я читал еще перед отъездом) писали, что к русским отношение не очень хорошее. Вокруг немцев суетятся, а к нашим якобы относятся не так хорошо. Ничего подобного. Очень вежливое, предупредительное отношение. Другое дело, что девушка, осуществлявшая взаимодействие со службами отеля, говорила по-немецки и с немцами могла общаться долго. Те же, кто языка не знал, волей-неволей должны были объясняться коротко. Я говорил по-английски, что было для персонала немного доступнее, чем по-русски, но тоже не так замечательно, как по-немецки.

Зато торговцы, лавки которых находились на территории отеля, по-русски говорили весьма бойко. Жизнь заставила! Цены, правда, были указаны в евро, а не в долларах, как обычно. Но продавцы заговорщицки подмигивали и говорили: «Это для немцев в евро. А с вас возьмем ту же сумму в долларах». Что, конечно, выгоднее. 

Точно так было и в турецких банях. Ценник в евро – заоблачный. Но для русских специальное предложение. Скорее всего, делают его и немцам, но, может, они не торгуются? 

ОТЕЛЬ потрясал масштабами и сервисом. Отличная новая мебель, хрустальные люстры (главная – высотой в четыре этажа), стеклянные лифты с вмонтированными в стену плазменными панелями, обилие самых разных блюд в ресторане, официанты, которые мгновенно убирали грязные тарелки и предлагали вино или прохладительные напитки… На пляж, до которого было пять минут ходьбы по прекрасной аллейке, гостей возил небольшой электромобиль.

Среди роскошных интерьеров, обошедшихся не в один миллион долларов, в окружении десятков вежливых и предупредительных аниматоров, официантов, барменов, горничных, при просмотре ежедневных вечерних шоу, на которые приглашались самые разные артисты, мне не давал покоя вопрос: как всё это работает экономически? За счет чего существует отель? 

По моим подсчетам, если вычесть из стоимости путевки сумму полета на самолете и трансфера из аэропорта и в аэропорт (по самым скромным расценкам, а топливо в Турции в два раза дороже, чем у нас), отель получал с человека меньше двух тысяч в день. Скорее даже – тысячи полторы, а то и еще меньше. С одной стороны, это тоже деньги. С другой – можете ли вы представить, что за полторы тысячи будете жить в отличном номере с кондиционером и горячей водой, пользоваться лежаками, пляжными полотенцами, тренажерным залом, турецкой баней, питаться три раза в день в ресторане (не считая возможности перекусить горячими лепешками на пляже), круглосуточно пить что хотите в баре (практически любые спиртные напитки, коктейли, газированная вода, соки, айран), да к тому же вас целый день будут развлекать? По моему мнению, расходы владельцев отелей банально не окупались. 

У меня была надежда на немцев. Возможно, горящая путевка, которую брал я, позволяет туроператору «выходить в ноль», а на туристах из Германии он получает прибыль? Но, разговорившись с немцем, который приехал в отель на две недели, я выяснил, что он заплатил в пересчете на день еще меньше, чем я! К тому же перелет из Германии дольше и стоит дороже, чем из Ростова!

Правда, чуть позже мне сказали, что в Германии и других развитых капиталистических странах есть так называемые социальные путевки – гражданам с низким доходом примерно половину отдыха оплачивает государство. В этом случае отельеру живется, конечно, веселее. 2400 евро за две недели с трех человек куда лучше, чем 1200, которые заплатил немец. Подтверждения данной информации я не нашел, но звучит правдоподобно. 

Как бы там ни было, очевидно, что владельцы отелей не получают сверхдоходов, а конкуренция между отелями очень жесткая – слишком их много. Но в общем и целом Анталья и ее окрестности процветают, что видно по прекрасным дорогам, чистым улицам, прилично одетым людям, хорошим автомобилям. 

КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, турецкий опыт организации хорошего отдыха и, главное, разумное отношение к получению прибыли были бы очень полезны и нам. На наших приморских курортах за два-три месяца сезона летнего отдыха отечественные отельеры хотят получить от туристов всё на год вперед. И это не идет на пользу доступности и качеству отдыха. Дорого, не очень качественно, суетливо. 

В прошлом году в одном из отелей на Азовском море (позиционирующемся как один из лучших) у гостей реально принимали номер, когда мы выселялись. И пересчитывали дешевые пластмассовые вешалки в шкафу – я не шучу! Ситуация для турецкого отеля немыслимая.

Пока турецкие отели и по цене, и по качеству выигрывают у отечественных. Но закрывать границы, чтобы «помочь своим», – явно не выход. Здоровье людей дороже, и даже неделя на море все-таки очень способствует его укреплению и полноценному отдыху. Особенно когда гость чувствует себя гостем, а не должным что-то хозяевам постояльцем. 

Ну а в Турции нашим туристам по-прежнему рады. И даже в «немецком» отеле половина анимации – на русском языке.