
Кто победит в споре: здравый смысл или интересы ведомства?
Фото/Видео: Наталья Нарсеева
«Инородное тело»
Небольшого участка земель, принадлежащих военному ведомству, – практически в центре Ростова – оказалось достаточно для реализации серьезного проекта: строительства нового здания окружного военного суда. В юрисдикции военных окружных судов – процессы над членами террористических бандформирований и их пособниками. С начала года во дворах, окружающих федеральную территорию, начали появляться неизвестные люди: одни считали деревья, которые надо убрать, другие что-то прикидывали на местности. Они-то и открыли глаза любопытным жителям, над каким грандиозным проектом работают. С жителями микрорайона никто не обсуждал ни сам факт возведения здания всего в двадцати пяти метрах от их домов, ни вырубку деревьев – в зеленой зоне двора планируется тянуть коммуникации – газ, канализацию, ни перепланировку двора – на месте гаражей, рядом с детской площадкой должна появиться гостевая стоянка для тех, кто будет приезжать на слушания...
Люди с подогретым проектировщиками интересом смотрели и читали репортажи из Северо-Кавказского военного окружного суда о процессах над педофилами из Ингушетии, террористками, готовившими взрыв в одном из развлекательных центров Ростова, и приходили в ужас: суды над этими нелюдями в недалеком будущем будут идти рядом с их домами!!!
Застройка «с приданым»
Мы встретились с подписчиками «Нашего времени» как раз в том месте двора, где расположен въезд на территорию будущего окружного военного суда. Рядом – детская площадка, существование которой теперь под вопросом. Нет, сносить ее вряд ли будут: но вот какие родители приведут или отпустят сюда детей, если всего в нескольких метрах буду стоять автомобили родственников тех, кого судят за терроризм? Не спорю, площадку можно убрать в более спокойное место. А куда деваться пяти тысячам жителей микрорайона? Ведь дело не в том, что внутри плотной жилой застройки появится новое здание. А в том, в каком режиме оно будет работать.
– Подготовка к строительству идет с нарушением законодательства: мы знаем от исполнителей, что проект практически готов, но публичных слушаний не было, – говорит жительница микрорайона Марина ЩИБРОВА. – Все понимают, что жильцы окружающих домов скажут стройке категорическое «нет». Ведь о какой безопасности людей и просто о нормальной жизни можно говорить, если судить всех террористов Северного Кавказа будут здесь – в центре жилого микрорайона, пусть даже за забором? Дела эти сложные, слушаются не один день, поддержать подсудимых приезжают много родственников и друзей, причем, как мы знаем из вполне достоверных источников, они порой пытаются затянуть или сорвать процесс, ведут себя агрессивно.
К нашей встрече женщины приготовили целый стенд с фотографиями, которые объективно рисуют обстановку вокруг процессов над террористами: в суд их привозят на бронированных автомобилях в сопровождении вооруженных бойцов ОМОН. На въезде обязательно дежурят полицейские с собаками. А если вдруг возникнет какая-то экстремальная ситуация, то территория окружного суда будет немедленно блокирована.
Мне однажды приходилось наблюдать, какие меры предосторожности соблюдались в тот день, когда в областной суд для дачи показаний привозили в качестве свидетеля бывшего президента Украины. Полиция окружила не только здание суда, но и несла караул во всех близлежащих домах и дворах. Но это было всего один раз, и то – на пару часов. А судя по развитию ситуации с терроризмом на Северном Кавказе, у судей окружного военного суда тяжелой работы в ближайшей перспективе будет много. И соседство с окружным судом для обычных мирных граждан окажется совсем не из приятных.
«Объект» превыше всего
Но за людей уже все решили. Из окружного военного суда от заместителя председателя Сергея Михайлюка активистам пришел ответ, из которого следует, что проектирование и строительство шестиэтажного здания окружного военного суда на месте бывших военных складов по адресу: улица Мечникова, 75б ведется согласно программе «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». «…для главного въезда на территорию будет использован существующий проезд с улицы Мечникова». (Кстати, проезд достаточно узкий, к тому же он еще выполняет и роль пешеходной дорожки, по которой идут на улицу Мечникова жильцы нескольких домов).
«…Второй дополнительный въезд на территорию суда для пожарных машин и специализированного транспорта планируется по междомовому проезду». (Опять же: по междомовому проезду одновременно передвигаются и пешие жители микрорайона).
«Решение о проезде конвойного транспорта будет согласовано с правительством Ростовской области, администрацией города и Октябрьского района».
Конечно, все будет согласовано, если здание построят, не на вертолете же туда террористов доставлять будут?!
«Необходимость сноса или перемещения металлических гаражей будет определять администрация Октябрьского района, в случае принятия решения по благоустройству прилегающей к суду территории». И такая небольшая приписка: типа, доводы, изложенные в вашем обращении, будут переданы директору института «Ставропольгражданпроект» для учета при проектировании здания суда.
Нового здания еще нет, общественных слушаний, которые в обязательном порядке должны проводиться, не было, а от ответа чиновника уже веет полярным холодом, который свидетельствует: вся жизнь людей, оказавшихся на прилегающей к «объекту» территории, будет подчинена интересам «объекта». И никак иначе. Спецтранспорту с бандитами – зеленый свет. Стоянка для «гостей» – такое деликатное название – вместо гаражей, в которых стоят машины старожилов. И даже зеленые насаждения великодушно пообещали восстановить, после того как уничтожат. Только когда еще вырастут деревья, которым больше тридцати лет? А если коммуникации проложат там, где они росли, то сверху ничего, кроме цветов, не посадишь!
Более того: соседство с окружным военным судом повлияет на стоимость жилья. Хотя вряд ли найдутся экстремалы, которые захотят здесь поселиться, даже если квартира будет продаваться по цене гораздо ниже рыночной.
А один из ближайших к будущей стройке домов, вполне возможно, не достоит до сдачи нового объекта в эксплуатацию. Он и без того трещит по швам. У жительницы этого дома Светланы Деревянкиной из-за перекоса стен уже не открываются окна, был случай – заблокировались двери, пришлось соседям ее вызволять из плена.
– Наш дом в плачевном состоянии – он просто разваливается. И если здесь пойдет строительная техника, повезут бетон, что будет? – задает риторический вопрос Светлана Деревянкина.
– Если заставят убрать гаражи ради гостевой стоянки, то мой муж – инвалид второй группы – фактически лишится возможности передвигаться, – говорит Татьяна Толкунова. – Для него машина – это его «ноги». Другого места для гаража поблизости нет.
Как совместить несовместимое?
Вообще-то, когда возникает проблема так называемой «точечной застройки», то оказывается, что многие градостроительные и прочие специально разработанные нормы нарушаются. К примеру, по СНИПам в обязательном порядке должна быть совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой. Окружной военный суд с жилым микрорайоном ну никак не совмещается. Когда же речь идет о таком узкоспециализированном объекте, то его рекомендовано возводить на территории дислокации воинских частей. Рядом с будущей застройкой никаких воинских частей не наблюдается, а назначение конкретного участка – размещение военного городка. То есть расквартирование военнослужащих. Но опять же – никак не окружного военного суда. И самый главный вопрос: а другого места в Ростове-на-Дону по соседству с воинскими подразделениями таки не нашлось? Обязательно в жилой комплекс надо соваться? А если на общественных слушаниях народ скажет свое веское слово, тогда как? Или будем, как обычно – игнорировать? В активе редакции «Нашего времени» собрано уже немало материалов о точечных застройках в Ростове и городах области. Истории весьма поучительные, но никто на чужих ошибках учиться не хочет...
Видео автора

