Вот уже больше десяти лет автономная некоммерческая организация «Милосердие» помогает инвалидам-опорникам в прямом и переносном смысле преодолевать барьеры. Доставляет их на учебу, на общественные мероприятия, в медучреждения, да просто – в гости или на собственную свадьбу

Для людей с ограниченными возможностями спецтранспорт – палочка-выручалочка.

– Только мы ведь не социальное такси, как некоторые нас называют, – сразу уточняет директор организации «Милосердие» Сергей Мелехов  – Оно есть в Москве, Петербурге и нескольких других крупных городах, где создано при непосредственном участии государства. Там за доставку  взимается пусть и символическая, но плата,  при этом в месяц инвалид может осуществить определенное количество поездок и по действительно социально важным маршрутам. Никаких гостей! Мы же  возим инвалидов-опорников бесплатно и на совершенно разные по тематике мероприятия. Главное – позвонить по телефону 246-58-58 хотя бы за сутки.
«Все-таки за счет каких средств осуществляется такая благотворительность?» – вполне резонный вопрос.

По словам Сергея Викторовича, «Милосердие», имеющее собственный транспортный  парк специализированных  автомобилей, стало одним из победителей конкурса на обслуживание городских маршрутов.

– Наш транспорт сегодня имеет два обслуживаемых маршрута и графики на маршрутах нескольких перевозчиков Ростова. Таким образом, заработанные от перевозки обычных пассажиров деньги  потом идут на покрытие расходов по доставке инвалидов-опорников, – поясняет Сергей Викторович. – Конечно, мы могли бы оказывать такую помощь самым разным категориям инвалидов, но  средств на всех не хватит. Тем более, если учесть, что в самом начале деятельности у нас была возможность работать на 25 городских маршрутах, теперь их в два раза меньше. Некоторые спрашивают: «Да зачем вам вообще все это нужно?» – тогда я вспоминаю один из первых случаев доставки. Областные власти на Театральной площади Ростова устраивали для инвалидов большой праздник. Нам нужно было везти туда мальчика, живущего в старом доме с мамой и бабушкой. 12-летний ребенок  ни разу не был в центре города! Сидя в нашем микроавтобусе, он смотрел на жизнь за окном во все глаза и плакал. Нужно было видеть, сколько радости ему доставило участие в этом мероприятии и  подарок в виде мягкой игрушки!

Разве ради этого не стоит заниматься благотворительностью?..

В 2003 году была задумка, чтобы транспорт, оборудованный подъемниками и рампами, курсировал по графику по всему городу. Для этого при поддержке многих министерств и ведомств в Ростове была даже разработана карта социальных маршрутов. Но – жизнь внесла свои корректировки.

Во-первых, все увеличивающиеся «пробки» не позволяли приезжать на остановку вовремя, а допустить, чтобы инвалид сидел там и ждал – тоже было нельзя. Во-вторых, многим оказалось просто не по силам выбраться из своих домов и преодолеть лестницы без пандусов, тротуары с высокими бордюрами.

Поэтому «Милосердие» остановилось на варианте вызова по адресу и начало работать по принципу «доставка от двери до двери».

– Есть ведь случаи, когда инвалид живет на девятом этаже, а лифт ездит лишь до восьмого, или на входе в многоэтажку или в учреждение нет пандуса, – рассказывает Сергей Викторович. – Поэтому наши опытные сотрудники с помощью имеющихся в их распоряжении технических средств, а также собственных физических возможностей буквально выносят инвалида к машине, оснащенной всем необходимым, и доставляют таким же способом обратно.

При этом здесь нередко нарушают собственные же правила. Из-за экономии средств решили не оказывать услугу в выходные дни. Но как откажешь человеку, прикованному к инвалидному креслу, в доставке на железнодорожный вокзал, раз у него билет на субботу или воскресенье?

Перевозка осуществляется только в черте города. Но разве возможно сказать «нет» инвалиду, живущему в пригороде с непролазными дорогами, где не раз застревала даже машина «Милосердия»?

А как не откликнуться и отмахнуться от просьбы жителей другого региона встретить их в аэропорту и доставить на реабилитацию в медицинский центр Ростова?

Только за прошлый год «Милосердие» перевезло 1403 инвалида-колясочника и 909 человек сопровождающих.

– Насколько важна для человека возможность выбраться из дома и окунуться в другую жизнь – знаю не понаслышке. С серьезной травмой позвоночника сам пролежал в четырех стенах год, – делится личным председатель общества инвалидов Первомайского района Ростова Леонид Владимирович Прокопьев. Возглавляемая им организация является одним из соучредителей «Милосердия».

С каждым годом число заявок растет и растет. На днях сюда поступила просьба от общества инвалидов-опорников «Икар» доставить на досуговое мероприятие в зоопарк 24 человека: 12 в инвалидных колясках и столько же сопровождающих.

– Это, конечно, не первый и не единственный раз, когда мы обращаемся за помощью в «Милосердие», – говорит председатель «Икара» Владимир Панасович Кузько. – Знаем эту организацию много лет. Куда только не возила она наших ребят! И на спортивные тренировки и соревнования, и на разные общественные мероприятия, и на вокзалы, и на учебу!

То, что делает «Милосердие», в центральном правлении Всероссийского общества инвалидов назвали «беспрецедентной для России  акцией доброты и милосердия».

Сейчас на Дону активно заговорили о необходимости всячески развивать транспортную соцподдержку инвалидов. Пока же у нас есть лишь ростовское «Милосердие» и по одному микроавтобусу в нескольких территориальных учреждениях соцзащиты, которые в случае крайней необходимости могут отвезти инвалида по действительно важному делу.

Губернатором принято решение о выделении из резервного фонда средств на закупку спецмашин для области и непосредственно Ростова. Сейчас обсуждается вопрос, как правильнее распорядиться этой техникой.

Вариантов несколько – отдать их имеющему многолетний опыт «Милосердию», создать отдельную службу такси наподобие московской или питерской либо распределить по управлениям соцзащиты.

Пока от каких-либо комментариев в департаменте соцзащиты Ростова отказались до момента, «когда в этом вопросе появится ясность».