Ювелирное украшение является дорогостоящей покупкой. Для покупателя важными критериями при выборе являются подлинность, соответствие весу и заявленной пробе, натуральность закрепленных камней. Можно ли вернуть в магазин ювелирное изделие? Что такое гарантия на золото и серебро?.. Подобные вопросы возникают у потребителей часто. Давайте разбираться!
Если нет претензий к качеству, вернуть обратно не подошедшее по размеру или просто разонравившееся украшение не получится. Даже если сохранены пломбы, этикетки и чеки! Вещи, изготовленные из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и их соединений) и с использованием драгоценных и полудрагоценных камней надлежащего качества, не могут быть заменены на аналогичные или возвращены продавцу, так как согласно Постановлению Правительства РФ №55 от 19.01.1998 г. относятся к перечню товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату и обмену на аналогичный товар в течение 14 дней со дня покупки.
Совсем другое дело, если в течение гарантийного срока обнаружен брак. Например, из ювелирного изделия выпадают вставки, в браслете или цепочке появились болтающиеся звенья, или они вообще порвались, плохо работает замочек. В таком случае согласно Закону РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) покупатель имеет право обратиться с претензией к продавцу и потребовать по своему выбору заменить ювелирное изделие на точно такое же; заменить на другое украшение с учетом изменения цены; снизить цену из-за наличия недостатка в украшении; устранить дефект за счет продавца; возместить расходы, которые понес покупатель при устранении недостатка; возвратить денежные средства за уплаченный товар в полном размере (при этом необходимо вернуть ювелирное изделие ненадлежащего качества обратно в магазин) (статья 18 Закона).
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные соответствующими статьями Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя (10 дней при требовании о возврате денег и 20 дней при требовании о замене товара).
Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Гарантийный срок на ювелирные изделия устанавливает изготовитель. Но, согласно статье 19 Закона, если он составляет менее двух лет, потребитель вправе предъявлять претензии и по его истечении, но в пределах именно двух лет. С одной оговоркой: в случае истечения срока гарантии доказывать, что недостатки товара возникли еще до его продажи, придется самому потребителю посредством экспертизы. Если экспертиза подтвердит наличие производственного брака, продавец должен будет вернуть покупателю деньги, потраченные на ее проведение. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Что делать, если гарантийный срок вообще не был установлен? В этом случае на упаковке или бирке указывается срок службы — временной отрезок, в течение которого товар должен быть пригоден для эксплуатации. Если и он не обозначен, тогда действует срок службы по умолчанию — 10 лет.
Мало кто из производителей по собственной воле решится взять на себя столь повышенные обязательства и нести ответственность перед потребителем целые 10 лет. Поэтому в большинстве случаев гарантия или срок службы все-таки указываются.
Подробно правила продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней прописаны в гл. 7 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. Торговля ювелирными изделиями должна соответствовать следующим критериям:
наличие пробирных клейм (по закону разрешается продажа продукции из золота или серебра весом до 3 граммов без пробирного клейма);
оттисков именников — для украшений российского производства;
продавать драгоценные камни (бриллианты, изумруды) разрешается только при наличии соответствующего сертификата;
до выставления украшений на витрину для продажи следует провести их полный осмотр, включающий проверку на наличие пробы и именника, отсутствие брака, также стоит проверить сохранность ярлыков и пломб;
ювелирные изделия, сделанные из золота или серебра с наличием драгоценных камней, должны иметь индивидуальную упаковку;
по требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного ювелирного и другого изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней без ярлыка;
если в кассовом чеке не указаны проба, вид покупки, информация о драгоценном камне, артикул, продавец обязан выдать товарный чек, содержащий всю вышеуказанную информацию.
Также на каждом ювелирном изделии должен быть опломбированный ярлык, где указываются: наименования товара и его изготовителя, вид драгоценного металла, артикул, проба, масса, вид и характеристика вставок из драгоценных камней, цена изделия (за грамм изделия без вставок).
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).
Если приобретается ювелирное украшение со вставками из драгоценных камней, то на товарном ярлыке и в товарном чеке должны быть указаны характеристики драгоценных камней и их полное наименование. При использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным. В ювелирном магазине можно проверить, действительно ли камни в приобретаемом вами украшении – бриллианты, для этого нужно попросить продавца провести проверку диамант-тестером.
Государство создало механизмы защиты прав потребителей. Важно, чтобы потребитель свои права использовал в полной мере. Подходите к покупке осознанно и внимательно.
По заказу Департамента экономики
города Ростова-на-Дону