
Осенней ночью 1986 года в Ростове произошла трагедия, потрясшая всю страну, – с погоней, схваткой и гибелью 26-летнего оперуполномоченного уголовного розыска лейтенанта Сергея Козлова.
Тогда об этом много говорили и писали. Имя Сергея Козлова присвоили аллее на проспекте Коммунистическом (остановка «42-й дом») и школе (ныне лицей) № 103 на улице Еременко. Но жива ли память о милиционере, погибшем при исполнении служебного долга больше тридцати лет назад?
Фото/Видео: Любовь Позднякова
Комсомолец, спортсмен и просто красавец
Возле лицея № 103 вижу несколько подростков. Будто между прочим спрашиваю: «А кем был Козлов?». Это достаточно рискованный эксперимент для таких, как я, верящих в лучшее. Поэтому сердце замирает: «Вдруг не знают?». Но один из ребят сразу говорит: «Комсомольцем, спортсменом и просто красавцем - работал опером и ловил преступников!».
Другой уточняет: «В 1986 году погиб во время ночного дежурства при задержании воров!».
- У нас о Сергее Козлове, имя которого носит лицей, действительно знают все ребята. Рассказываем о нем, начиная с первоклассников, - говорит заместитель директора по воспитательной работе Галина Константиновна Лондон. Она же - хранитель и экскурсовод музея, одна комната которого посвящена всему, что связано с Сергеем Козловым, вернее, Сергеем Станиславовичем, ведь сейчас ему исполнилось бы пятьдесят семь лет. Другая - прошлому и настоящему донской милиции.
На стендах - почетные грамоты и спортивные медали Сергея Козлова: занимался прыжками в высоту с шестом, уже в 16 лет стал чемпионом страны среди юниоров. Здесь же его коллекция значков, семейные фото... Отдельный стенд посвящен сыну Игорю, который остался без отца в три года, но так и пошел по его стопам - окончил Новочеркасское Суворовское училище МВД и несколько лет работал в том же ОВД, Советского района Ростова, в кабинете отца.
В 1987 году школа №103 была обычной новостройкой, но ее тогдашнее руководство четко взяло курс на сближение с милицией. Сразу начали ходатайствовать о присвоении учебному заведению имени Сергея Козлова. Создание музея было еще более хлопотным мероприятием - требовалось одобрение на самом верху. Поэтому под всеми разрешительными документами подписи самых высокопоставленных чиновников - от тогдашнего мэра города до министра внутренних дел.
В те годы в школе в три смены обучались три с половиной тысячи детей. То есть занятия начинались в 7 утра и заканчивались в 21.15. Все кабинеты были задействованы. Где взять место для музея? Пока было негде, все равно собирали материалы и периодически - в день гибели Сергея Козлова, в день его рождения - разворачивали экспозицию прямо в школьных коридорах. Со временем появилась возможность обосноваться в бывшем кабинете технологии. Здесь, на третьем этаже лицея, музей находится и по сей день.
Тогдашний завуч Вера Александровна Ткачева, поддерживаемая директором Татьяной Николаевной Барковской (ныне руководитель районо Советского района Ростова) просто горела идеей создания музея. Но на какие средства отремонтировать помещение, изготовить стенды? Было начало 2000-х годов. Кто помнит - непростое время, когда страна «катилась в яму», в том числе и финансовую. Куда идти за помощью? Решили - к директору табачной фабрики Ивану Саввиди. Хотя, казалось, шансов мало: ведь школа расположена даже не в одном районе с «табачкой». Но Иван Игнатьевич тогда еще раз на личном примере показал, что настоящая благотворительность - вне границ: выделил 40 тысяч рублей, которые и стали финансовой отправной точкой создания нынешнего музея.
Мы – долгая память друг друга
Это сейчас Бронислав Алексеевич Цой - кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия, а тридцать лет назад руководил уголовным розыском ОВД Советского района Ростова.
- После окончания пединститута и армии Сергей работал с детьми. Но часто заходил к нам в качестве дружинника. Я тогда его сразу приметил - крепкий, жизнелюбивый, глаза горят. Пригласил на работу в угро. Он попросил на размышление сутки - посоветоваться с мамой Риммой Сергеевной, женой Леной, - вспоминает Бронислав Алексеевич. - Мы по-настоящему подружились. Когда его не стало, чувствовал перед его родными особую ответственность.
Известно, что Бронислав Алексеевич взял под свою опеку сына Сергея Станиславовича - Игоря, всячески поддерживал Римму Сергеевну.
- А правда, что она вас сыном называла?
- Так действительно было. Помню, привез ее в стационар больницы. Там записывают координаты сопровождающего и родственную принадлежность. «Это мой сын!» - так и сказала Римма Сергеевна в приемном покое. Медсестра улыбнулась - мол, ну какой я сын с ее славянской фамилией и моей корейской внешностью! - Бронислав Алексеевич улыбается на том конце телефонного провода.
Даже тридцать лет спустя бывшие сослуживцы Сергея, его вдова, сын, лицеисты, их учителя два раза в год - в день рождения и смерти собираются на аллее его имени, в помещении ОВД, на его могиле и дома: прежде, пока была жива, - у Риммы Сергеевны, теперь - у Лены, удивительной женщины, которая, даже создав новую семью, продолжает чтить память Сергея Станиславовича. Была бы я мужчиной - обязательно сняла бы перед ней шляпу.
- Но об этих датах не забывает и нынешнее руководство полиции, и прежнее. Например, Александр Николаевич Кравченко, уже став генерал-лейтенантом и начальником ГУ МВД России по Волгоградской области, все равно находил время и возможность приезжать в эти памятные даты, - отмечает Галина Константиновна. - Бронислав Алексеевич Цой - вообще отдельная история. Так много сделал не только для семьи Сергея, но и для патриотического воспитания наших ребят! Занесение Сергея навечно в список личного состава ОВД Советского района Ростова и спустя три десятилетия не превратилось в формальность.
Операция по поимке бандитов, убивших лейтенанта Сергея Козлова и ранивших дежурившего вместе с ним майора Александра Занасовского, длилась три дня.
- Все это время мы не уходили с работы, - вспоминает Бронислав Цой. - Было предположение, что, возможно, это приезжие и могут выехать за пределы области. Поэтому всюду были разосланы ориентировки, в том числе на вокзалы.
В обнаружении и поимке бандитов очень помог таксист, который вспомнил двух подозрительных пассажиров.
Когда возникла идея присвоить аллее, на которой погиб Сергей Козлов, его имя, начался сбор средств на памятник, который здесь планировалось установить.
- Сергея ведь знали не только рядовые опера, но и начальство, поэтому откликнулись все - независимо от должностного положения, - рассказывает Бронислав Алексеевич. - Понятие братства у нас не пустой звук.
После смерти Риммы Сергеевны за памятником ухаживала крестная мама Сергея. Местные жители часто видели здесь эту миловидную приятную женщину. Лицеисты тоже приезжают сюда.
- В прошлом году наводили порядок в прохладную погоду, и один мальчик заболел, - рассказывает Галина Константиновна. - Звоню родителям с извинениями. Думаю, сейчас начнут отчитывать, предъявлять претензии, а слышу совсем другие слова: «То, что вы ухаживаете за памятником такому человеку и привлекаете к этому детей, - святое дело!».
Недавно пришел в лицей наш выпускник Никита Сергеев - ныне студент ЮФУ – и рассказал, что в вузе возрождается студенческий отряд, и ребята решили свою копилку добрых дел пополнить уборкой аллеи. Но сначала Никита привел их в наш музей, чтобы понимали, чьим именем она названа. Кажется, после этого они еще больше вдохновились. Вообще ребята - умные, красивые. Когда на такую молодежь смотришь - хочется работать и понимаешь, что все не напрасно.
Конечно, не напрасно, если появляются такие хорошие ростки. Более того, уже более двухсот выпускников лицея решили стать сотрудниками органов внутренних дел.
И все-таки – ложка дегтя
Этой весной на аллее имени Сергея Козлова спилили несколько деревьев. Жители тогда сильно возмутились и обратились в редакцию «Нашего времени».
Управляющая компания сообщила нам буквально следующее: «В апреле спилили тополь. Он рос на муниципальной земле. В мае убрали еще один. Он был сухой, и мы действовали по заявлению собственника нежилого помещения на первом этаже - тополь угрожал фундаменту многоквартирного дома! А четыре клена невозможно было не поломать, когда пилили такое большое дерево!».
Это - адекватное объяснение? Скорее на грани ненормального! Можно только догадываться, в связи с чем была проявлена такая прыть, ведь известно, что в Ростове обычные люди месяцами обивают пороги коммунальных служб, чтобы спилить дерево, реально грозящее жизни и здоровью. Например, в частном доме у нашей читательницы дерево упало прямо на газовую трубу, и то получилось его убрать только после публикации в газете.
Известно, что в донской столице и ее окрестностях уже не первый год идет агрессивная вырубка деревьев. Никто не считает нужным советоваться с общественностью.
И все-таки аллея Сергея Козлова - особый случай. Беспредел здесь воспринимается особенно болезненно. Тем более если учесть, что он был совершен как раз до и после памятной даты - дня его рождения. Рядом с монументом на аллее, где и оборвалась жизнь молодого лейтенанта в схватке между порядком и беззаконием.
Грустно, что на это смотрят дети. Тридцать лет назад их родители, а может, бабушки и дедушки, тогда еще тоже дети, очищали эту аллею от веток и мусора и сажали здесь деревья. Каково теперь за всем этим наблюдать и какие мысли поселяются в голове?..
Сохранение аллеи имени Сергея Козлова в достойном состоянии - сегодня больше чем память. Это некий ориентир, позволяющий не запутаться - где черное и где белое. И не потерять веру в то, что все действительно не напрасно.

