
Эта история произошла в одном из поселков Ростовской области. Не будем говорить, в каком, иначе другие поселки могут обидеться, а ведь там могла произойти точно такая же история… Соседские отношения – дело тонкое. И часто бывает так: люди сами давно не помнят, из-за чего они поссорились. А обида живет, душит, давит, спать не дает и поднимает со дна души мутную злобу…
«Помогите остаться в живых. Хочу дожить до старости и не быть искалеченной или убитой» – написала в редакцию наша читательница.
Пенсионерке Любови Антоновне* 62 года. С тех пор как похоронила мать, живет одиноко. С соседями конфликтов никогда не было, все друг друга знают давно – большинство живут в доме почти 30 лет. Два года назад у Любови Антоновны появилась новая соседка, энергичная 45-летняя Алла с 7-летней дочкой. Сначала женщины жили душа в душу, ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздниками. Если пенсионерка шла в магазин или в Сбербанк, всегда покупала для Аллы хлеб, оплачивала квитанции за коммуналку. Дружба окончилась внезапно.
Как объясняет сама Любовь Антоновна, произошло это после того, как она упала и больше не могла бегать для Аллы в магазин. А когда стала бесполезной, тут их дружбе и пришел конец. Забыв про сделанное ей добро, Алла стала оскорблять и унижать пенсионерку. Тут Любовь Антоновна и увидела, что соседка её не такой хороший человек, каким казалась: избила свою бабушку руками и ногами, учит дочь врать, любит всех «строить». А вот еще затеяла в своей квартире ремонт и самовольно пробила вторую дверь на балкон. Любовь Антоновна тут же написала о незаконной перепланировке в жилкомиссию. Пришли с проверкой, у соседки, конечно, были неприятности.
Думала пенсионерка, что Алла успокоится после этого. Но в ответ та состряпала против нее «грязное дело», обвинив пенсионерку в оскорблениях, которых не было, клянется автор письма. Прокурорская проверка подтвердила обвинения лживой соседки, делу дали ход. Уже скоро Любовь Антоновна, которая не судилась никогда в жизни, предстанет перед мировым судом. Но и это еще не все. У Аллы кроме дочки есть еще и взрослый сын. Сейчас он отбывает срок в колонии. Но уже через месяц освобождается и приходит домой… «И тогда они меня могут просто убить… Помогите остаться в живых!» – написала пенсионерка в редакцию.
Не откликнуться на такое письмо мы не могли. Приехав на место, долго звонили и стучали в квартиру, указанную в письме. За дверью была тишина. Не отвечали на звонки и в квартире Аллы. Неужели мы зря ехали в такую даль?
На наше репортерское счастье встретили соседей, спросили, где бы нам найти Любовь Антоновну или Аллу. «Да дома она сидит! Просто двери не открывает, старая кляузница! А Алла на работе!» Уже через пять минут, узнав, что приехали корреспонденты «НВ», сбежались соседи. Оказалось, что все прекрасно осведомлены о конфликте. Мы удивились, что все дружно жалеют Аллу и осуждают Любовь Антоновну. Версия соседей весьма отличалась от той, что была изложена в письме.
Да, подтвердили нам, женщины действительно дружили, что весьма удивляло старых жильцов. Ведь Любовь Антоновна со многими соседями была не в лучших отношениях – тяжелый у нее характер. Когда у нее умерла старушка-мать, рассказали нам, то помочь ей никто не захотел, лишь Алла бегала по квартирам, пытаясь собрать деньги на похороны. Характеристика, данная ей соседями, была не лестная: «Скандальная, может заведомо врать. Претворяется бедной, несчастной… А на деле – скандалистка! Но ругается без свидетелей! Станет в позу сахарницы – упрет руки в бока – и ну поливать трехэтажным матом. А при зрителях – овечка. Бо-о-о-льшая артистка».
Дальше поведали и вовсе несусветное: ворует в подъезде электролампочки, бросала в кота камни, заставляла своего любовника красть в округе кур (он сам рассказывал!), подбрасывала окурки в детскую коляску, топором рубила тамбур, выстроенный до этого совместно с Аллой, обзывает соседских мальчишек «даунами». А еще есть у нее мания – подглядывать и подслушивать. Ходит с фотоаппаратом и снимает жильцов в неудобные моменты, а потом шантажирует. Вот к жиличке с первого этажа, например, приехал брат из Рязани, пошел в гости к соседке, так наша скандалистка сняла его, когда в квартиру к той заходил, и отправила фото его жене в Рязань! Скандал, конечно, случился, а как вы думали… А еще вечно придирается, что неправильно ей записывают показания электросчетчика. Считает, что весь дом против нее. Может, ее лечить пора?
Но почему все-таки поссорились соседки, допытывались мы. Наступила тишина. Ответа не было. Лишь одна с уверенностью сказала: «Да зависть все это! Алла энергичная, все у нее в руках спорится, чистюля, каких поискать! Просто зависть!»
Не прояснила ситуации и подошедшая мама Аллы. Рассказала лишь, что оскорбляет Любовь Антоновна и дочь ее, и внучку. Даже писала письма в органы опеки, что Алла плохая мать. Пришли оттуда с проверкой, никаких нарушений не нашли. Бабушка встречает 7-летнюю девочку из школы, водит на гимнастику, ребенок сыт, обут, одет. Какие могут быть претензии? Вот только боится внучка из школы идти домой, боится, что выскочит из своей квартиры соседка и начнет кричать, понося ее мать.
Много и горячо говорили жильцы дома, рассказывая о своих стычках с Любовью Антоновной. Тут они не редкость, судя по всему. Народ здешний за словом в карман не полезет. И постоять за себя всегда готов – попробуй задень! Вот и вспыхивают конфликты по пустякам, как бои местного значения. Хотя по большому счету делить-то нечего…
… А с Любовью Антоновной мы все же встретились. Зашли еще раз, опять долго звонили и стучали в дверь ее квартиры, пока наш оператор не крикнул громко: «Газета «Наше время»! Мы по вашему письму!» Оказалось, что это и были заветные слова – дверь сразу же открылась.
Любовь Антоновна казалась уставшей и встревоженной. Напрочь отвергала все обвинения в свой адрес – не могла она оскорблять так свою соседку, тем более – матом. Не ругается она. Не такой она человек, в вере воспитана. Вспомнила и об отце, ветеране войны – не за то он воевал. Любовь Антоновна клялась, крестилась, по щекам бежали слезы. Как было не поверить, что затравили её соседи, совсем затравили? При встрече бросают ей в лицо – «вонючка», «изгойка». Думаете, легко так жить, приятно?.. Боится Любовь Антоновна, ох как боится – и суда, и возвращения молодого соседа из колонии. Страшно одной. И пожаловаться некому, никто на помощь не придет – вот до чего дошло.
Мы спросили, не хочет ли она помириться с Аллой. Мгновенно посуровев лицом, сжав губы, Любовь Антоновна отрицательно покачала головой. Значит, война продолжается? А из-за чего поссорились – уже и не помнит никто…
* Имена героев изменены
Видеорепортаж Владимира АПАРИНА

