Сегодня на наших глазах рождается принципиально новый вид городского пассажирского транспорта, основанный на рельсовых технологиях, за которыми во всем мире признается будущее
Не поверите, но проекту «Городская электричка», осуществляемому нынче в Ростове, уже больше полувека. Однако всерьез о его реализации стало возможным говорить лишь в последние годы.
Рост пассажиропотока и расширение границ курсирования электропоездов подтверждают: проект «Городская электричка» отвечает общественному запросу. Однако теперь, когда задача решена в принципе, хорошее дело надо, что называется, довести до ума. Устроить все таким образом, чтобы народ успевал добраться на автобусе, маршрутке или троллейбусе до платформы, как раз к отправлению электрички. Чтобы остановки были расположены удобно и обустроены. Короче, заняться теми деталями, которые, собственно, и обеспечивают успех любого начинания. И без чего развивать проект на территории Ростовской агломерации невозможно.
Свою поездку по маршруту городской электрички мы начали со станции Первомайская. Через нее пролегают маршруты части таганрогских электропоездов. Коль скоро Таганрог – один из пяти городов в составе Ростовской агломерации, ветка на Первомайскую приобретает дополнительное значение.
К тому же в район подшипникового завода (ГПЗ-10) на западной окраине Ростова, как раз рядом со станцией, в часы пик лучше всего добираться именно электричкой.
Гарантия того, что доедете сюда за 10 минут против минимум получаса нервной езды по забитым машинами городским дорогам, полная.
К сожалению, это удобство сводится на нет необходимостью перебираться на площадь перед вокзалом по переходному мосту. Другого варианта нет: платформы, где останавливаются поезда, отделены от здания вокзала маневровыми путями. Зимой и к тому же вечером преодолевать мост – не самое приятное занятие. Пусть и площадки, и мост хорошо освещены, но продуваются насквозь колючим донским ветром.
К тому же для людей с ограниченными физическими возможностями даже коротенький мост через пути Первомайской превращается в непроходимое препятствие. Он практически не оборудован под нужды этой категории наших сограждан. Наскоро привареные к ступенькам швелеры – не в счет. Самостоятельно спуститься по ним ни один колясочник не рискнет. Да и с багажом по мосту не набегаешься. Серьезные недостатки, если учесть, что в пиковые летние месяцы через Первомайскую, помимо электричек, проходит еще и немало пассажирских поездов дальнего следования.
Зато добраться от станции в Западный жилой массив не составляет проблемы. Автобусы дежурят непосредственно на привокзальной площади. Притом что проходная ГПЗ находится совсем рядом и там транспорта побольше, то проблему транспортного сообщения Первомайской с западной частью Ростова можно считать более или менее решенной.
Чего не скажешь о недавно переоборудованной остановке в районе Стройгородка. Ее название – «Остановочная площадка 1337-й километр». В полном соответствии с нынешней железнодорожной модой и вопреки житейской логике. Горожанину совершенно необязательно помнить расстояние от его остановки до Москвы. Да и тот же «Стройгородок» звучит получше нагромождения цифр.
Впрочем, к самой остановке претензий нет. Площадка, в переоборудование которой, по словам начальника СКЖД Владимира Пястолова, вложено 60 млн рублей, полностью соответствует всем современным требованиям. Ограждена, освещена, защищена от ветров и осадков, снабжена необходимой информацией. Выполнены безопасные переходы через пути, учтены потребности инвалидов. От остановки к городскому массиву проложена аллея. Мощенная плиткой, с новенькими скамейками и фонарями…
Здесь перечисление красот и удобств обрывается. Потому что упирается аллейка в застроенные обшарпанными панельными девятиэтажками дворы. Слабо освещенные, с разбитыми дорогами. Отсюда к магистрали – Таганрогскому шоссе – еще пробираться и пробираться.
Но делать нечего – ближайшие остановки автобусов и маршруток, которые могли бы подвезти к домам Болгарстроя и Военведа, расположены только там. А это километр – полтора от железной дороги. Да и при всем желании не получилось бы их поставить ближе. Потому что нет нормальной дороги, которая бы вела от Таганрогского шоссе к остановочной площадке электрички.
Понятно, что прокладывать такую дорогу, как и обустраивать дворы, – это уже задача не столько СКЖД, сколько других ведомств. Ростовских властей и конкретно – дорожников, транспортников и ЖКХ. Но прав был губернатор Голубев, когда после осмотра новенькой площадки на 1337-м километре заметил, что в успехе проекта «Городская электричка» должны быть кровно заинтересованы все:
– Новая остановка, в оборудование которой вложен не один десяток миллионов рублей, никогда себя не оправдает, если не будет проложена от нее к ближайшему жилому массиву дорога. Отвечающая всем современным требованиям. С разметкой, тротуаром, освещением, оборудованными остановками общественного транспорта. Иначе люди никогда не пойдут на электричку. А мы не просто должны поддержать проект «Городская электричка», но и включить его в комплексную программу развития Ростова. Потому что само развитие этого нового вида городского пассажирского транспорта носит комплексный характер…
Действительно: именно от надежности связки двух видов транспорта – рельсового и дорожного – зависит успех всего начинания. И как раз такой межведомственной связки зачастую не хватает. Ну что, скажите, мешает батайскому пассажирскому АТП синхронизировать движение своих автобусов с расписанием прибытия электричек? Так нет же: автобусы городских маршрутов, чьи конечные остановки находятся на привокзальной площади Батайска, отправляются ровнехонько за 3-5 минут до прибытия на станцию электрички из Ростова.
А что мешает ростовским дорожникам и транспортникам поставить вопрос, а ростовским же гаишникам оборудовать улицу Нансена в местах схода с остановочных платформ городской электрички соответствующими дорожными знаками и нанести пешеходную «зебру»? Да не одну, как сейчас, а сразу несколько – по числу сходов. Кстати, и самим железнодорожникам платформы вдоль улицы Нансена еще предстоит довести до современного уровня. В частности, приспособить их под нужды маломобильных групп пассажиров.
Как видим, в основном проблемы возникают на стыке зон ответственности ведомств. И для того, чтобы успешно решать их, надо просто наладить взаимодействие. Хотя на деле пробить межведомственные барьеры и есть едва ли не самое трудное.
И тем не менее задача разрешима. Тому доказательство – выросший за два года реализации проекта на целый порядок пассажиропоток. А также явное ускорение в появлении отрадных перемен, связанных с городской электричкой. Обновляемые платформы, современные поезда, растущая маршрутная сеть… Пусть таких перемен становится больше.
Видео Владимира АПАРИНА