После затяжной (в полтора года) и ну о-о-чень дорогой (почти в полтора миллиарда рублей) реконструкции улицы Станиславского на нее вновь вернулись ростовские трамваи

Новые рельсы, новый трамвай.

Первыми это ощутили пешеходы  подземного перехода и жители домов, расположенных вдоль трамвайных путей. 

– Было раннее субботнее утро, мы с сыном, пока не начался зной, направлялись по «подземке» прогуляться на набережную Дона. Тут сверху неожиданно раздался сильный шум и грохот, как выяснилось, из-за проезжающего сверху трамвая, – рассказывает ростовчанка Анна. – Рядом с нами  оказались иностранцы, кажется, бельгийцы. Как раз  через два дня в 1/8 чемпионата мира их команда должна была играть у нас с японскими футболистами.  Не скажу, что они очень испугались,  но смотрели вверх с непередаваемым удивлением и недоумением.

– Я живу в старенькой  двухэтажке, окна квартиры выходят на Станиславского, – говорит жительница этого района Светлана. – Когда в доме послышался сильный гул, кинулась к открытому окну, а по рельсам едет трамвай! Новенький, блестящий, но почему-то шумноватый! Прежде трамваи, конечно, грохотали. Но ведь им было в обед  сто лет и рельсам – полвека…

Некоторые считают, что нынешняя причина шума –  в укладке путей не на бетонную основу, как делали во время реконструкции на проспекте Буденновском, а по другой, более простой технологии. Мол, все спешили и подгоняли подрядчика  к чемпионату мира, тот не успел к началу – тогда стали гнать хотя бы к концу. 

Собор реконструируется, а трамвайные пути возле него – нет?Ради чистоты эксперимента  села в трамвай № 1 в самом начале улицы Станиславского и проехала несколько остановок. Периодически между рельсами и колесами что-то «подскабливало» и «волнило». Можно сказать, никакой особой разницы с периодом до реконструкции  не почувствовала. Кроме нового, чистого трамвая. Правда, сиденья у него в большинстве случаев – на постаментах, вскарабкаться на которые пожилым людям – основным пассажирам трамваев – непросто.  

На участке между проспектом Буденновским и переулком Семашко «подскабливало» вдвойне. Потому что здесь по-прежнему лежат старые рельсы.  За проспектом Семашко – опять начинаются новые.

Для тех, кто не очень ориентируется в Ростове, поясню, что улица Станиславского пролегает в исторической части города и пересекает  два главных центральных проспекта – Буденновский и Ворошиловский. Из окна трамвая можно рассмотреть старинные  здания, Центральный рынок, главный собор Ростова – Рождества Пресвятой Богородицы…

Кстати, еще задолго до реконструкции улицы Станиславского Ростовская  епархия ставила вопрос о том, чтобы перенести пути с участка возле собора  на соседнюю улицу Московскую, где трамвай ходил в начале ХХ века.  Представители церкви пытались донести до властей мысль, что создаваемая трамваями вибрация негативно сказывается на сохранности памятника истории и культуры. 

Сначала говорили об отдельном проекте для этого участка и создании здесь пешеходной зоны. Потом прошла информация о том, что рельсы все-таки останутся на прежнем месте, и реконструкция здесь возобновится после окончания чемпионата мира, но когда конкретно – не уточняется.

Между тем в соборе уже несколько лет идет собственная крупная реконструкция в надежде, что на долгие годы. Но пуск трамвая по старым рельсам с этим как-то не очень совместим.

...На проспекте Ворошиловском вышла из трамвая и пошла пешком обратно, периодически останавливаясь и рассматривая здания, рельсы и проносящиеся мимо трамваи. 

– Вы, наверно, приезжая и хотите в этом районе жилье купить или снять? – обратился ко мне незнакомый мужчина, выходящий из ворот  дома в районе переулка Газетного. – Если вас беспокоит вопрос вибрации от трамваев, то конкретно здесь теперь она не очень большая, а что касается шума, то лучше все-таки выбирайте жилье с окнами во двор!