В Госдуму РФ передан на рассмотрение законопроект, касающийся повышения пенсионного возраста. О том, почему российское правительство решилось изменить пенсионный возраст, какие нас ждут перспективы, мы говорим с кандидатом экономических наук доцентом кафедры финансов Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Оксаной БОГДАНОВОЙ и ее коллегой по кафедре, кандидатом экономических наук доцентом Еленой КРАВЧЕНКО.
Оксана БОГДАНОВА: – Вопрос о необходимости повышения пенсионного возраста назрел давно. Дело в том, что с точки зрения формирования ресурсов экономика страны, пенсионная система ориентированы на трудоспособных людей. Какая сейчас складывается ситуация? Демографический кризис, быстрое старение населения вынуждают государство производить пенсионные выплаты все возрастающему числу нетрудоспособного населения, в первую очередь неработающим пенсионерам. Между тем численность нетрудоспособных людей растет. Скажем, в 2017-м средний возраст населения вырос на 4,5 года (по сравнению с 1992 г.) и составил 69,1 года, в то время как коэффициент старения – на 3,8 процентных пункта. О чем это говорит? О том, что сегодня этот показатель, согласно международно признанной классификации старения населения, намного повышает границу уровня так называемой демографической старости. Более того, с ростом численности населения старше трудоспособного возраста происходит рост численности другой категории нетрудоспособных лиц.
Когда же пенсия?
В Госдуму РФ передан на рассмотрение законопроект, касающийся повышения пенсионного возраста. О том, почему российское правительство решилось изменить пенсионный возраст, какие нас ждут перспективы, мы говорим с кандидатом экономических наук доцентом кафедры финансов Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Оксаной БОГДАНОВОЙ и ее коллегой по кафедре, кандидатом экономических наук доцентом Еленой КРАВЧЕНКО.
– Совершенно верно. Демографию надо выправлять. Поэтому продление срока действия программы материнского (семейного) капитала, стимулирующей рождаемость, также ложится на плечи экономики. И все это связано как раз с усилением нагрузки на трудоспособное население.
– А что у нас с трудоспособным населением?
– По данным Пенсионного фонда России, в январе 2016 года численность застрахованных лиц в трудоспособном возрасте (от 16 до 54–59 лет) составила более 86 млн человек, в том числе работающих по найму – 51,3 млн, работающих не по найму – 2,5 млн человек. По статистике Росстата, в начале 2016-го работающих пенсионеров было 15,3 млн человек, на тот же период 2017 года – уже 9,9 млн человек, а на начало 2018-го – 9,7 млн. Сокращение их количества вызвано отменой индексации пенсий работающим пенсионерам. Люди перестали работать и платить налоги, пополнив ряды пенсионеров.
– Называя одну из причин повышения пенсионного возраста, правительство ссылается на зарубежный опыт.
Елена КРАВЧЕНКО: – Сегодня практически во всех странах происходит очередной этап повышения пенсионного возраста. Но в западных странах, таких как Германия, Италия, Испания, переходный период повышения пенсионного возраста был более щадящим, чем тот, что предлагается сегодня. По сравнению с западными странами в России сложился иной уклад жизни, менталитет. И это, несомненно, нужно учитывать. Ваша газета уже писала о том, что пенсионный возраст у нас оставался неизменным с 30-х годов, а также о продолжительности жизни мужчин и женщин за последние 17 лет. Это – одна из причин повышения пенсионного возраста. Вторая причина – снижение показателя демографической нагрузки пенсионной системы. Сейчас пенсионерами становятся люди, рожденные в конце 50-х – начале 60-х. После Второй мировой войны в России резко повысилась рождаемость, соответственно, количество пенсионеров за последние 30 лет увеличилось в 2 раза – до 46,5 млн человек. В то же время количество работающих граждан выросло всего лишь на 5 %. В последние годы рынок труда стал пополняться поколением 90-х, родившимся в период демографического спада. Так что тенденция увеличения числа пенсионеров и сокращения количества трудоспособного, работающего населения сохраняется.
– Однако о существенном повышении пенсий, о том, что, собственно, жизненно важно для людей, в проекте закона речь не идет.
– Возможности повышения размера пенсий ограничены опять-таки в силу резкого падения числа работающих россиян, которые платят взносы в Пенсионный фонд РФ. Если 50 лет назад на одного пенсионера приходилось 3,7 человека трудоспособного возраста, то в 2019 году будет 1,8, а в некоторых регионах страны этот показатель приближается к 1. Нагрузка на работающих увеличивается: ежегодно число работающих граждан сокращается на 400 тыс. человек, а число выходящих на пенсию людей составляет более 1,5 млн человек. Это очень много. Уже сейчас страховых взносов, поступающих в Пенсионный фонд РФ, недостаточно для выплаты пенсий. В 2018 году объем межбюджетных трансфертов, направляемых в бюджет Пенсионного фонда, запланирован на уровне 3,2 трлн рублей, то есть доходы бюджета ПФР почти на 40 % состоят из средств федерального бюджета.
– Могут быть какие-то варианты для отсрочки повышения пенсионного возраста?
– Альтернативой могло бы стать повышение тарифов страховых взносов. Но это однозначно привет к негативным последствиям для всей экономики в целом. Многие компании и предприятия уйдут в тень, и, как следствие, снизятся заработная плата (являющаяся базой для начисления страховых взносов), потребительские расходы, рост производства в стране. Все это замедлит и так невысокие темпы роста нашей экономики.
– Правительство РФ собирается реализовать план, по которому пенсия должна достичь 40 % допенсионного дохода гражданина страны.
– Речь идет о ратификации конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения», где определено, что средний размер пенсии не может быть меньше 40 % утраченного заработка. Выше 65 лет пенсионный возраст по конвенции № 102 быть не может, если только государство не предоставит убедительные расчеты о необходимости установления более высокого возраста с учетом утраты трудоспособности. Важно понимать, что для решения долгосрочных стратегических задач нужно адекватно оценивать перспективы реализации повышения пенсионного возраста в России. Конечно, повышать пенсионный возраст надо, поскольку продолжительность жизни увеличилась, но не стоит забывать о том, что уровень жизни наших граждан не совсем соответствует западным стандартам.
– Разработчики пенсионного законопроекта уверены в успехе.
Оксана БОГДАНОВА: – В реформе действительно есть ряд положительных моментов. К примеру, снижение нагрузки на федеральный бюджет к 2030 году, по прогнозу ПФР, составит почти 640 млрд рублей (с 2,5 % ВВП до 1,4) за счет увеличения соотношения трудозанятых к пенсионерам, что важно в условиях стремительно стареющего населения страны. Переходный период (10 лет для мужчин и 16 лет для женщин) позволит населению адаптироваться к изменениям. Изменения не коснутся нынешних пенсионеров, которые продолжат получать все положенные им выплаты, включая льготы. Будут обеспечены увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров почти на 1000 рублей в год, а также возможность индексировать пенсии выше уровня инфляции. К 2024 году ожидается увеличение размеров пенсий на 35 %. Она не затронет ряд категорий граждан, работающих на вредных производствах и в горячих цехах (1,8 млн чел.), у них право на назначение досрочной пенсии сохранится. Также на досрочную пенсию могут рассчитывать многодетные, например женщины, родившие пять и более детей или родившие и воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет. К минусам можно отнести ситуацию на рынке труда, которая ударит по двум возрастным группам – молодежи и расширившейся группе предпенсионного возраста. Сегодня людям старше 50 лет очень тяжело найти работу.
– И что делать?
– Принять закон, гарантирующий сохранение рабочего места за работником предпенсионного возраста. Молодого поколения это коснется в меньшей степени, хотя работодатели предпочитают принимать на работу людей с опытом. Вторым важным моментом является состояние здоровья тех, кто способен работать. Если предлагается увеличить период трудовой деятельности граждан, тогда государство должно приложить немало усилий по повышению качества здравоохранения, созданию комфортных условий жизни людей. Эти задачи поставлены в майских указах главы государства. Ограничиться лишь увеличением пенсионного возраста нельзя. Этого недостаточно для того, чтобы процесс проходил безболезненно для всех участников обязательного пенсионного страхования. Проблему повышения пенсионного возраста нужно продвигать совместно с решением насущных вопросов, которые в настоящее время касаются большого числа россиян.
Также о пенсионной реформе читайте материалы «Рецепт «вечной молодости», «На вопросы надо отвечать», «Что у нас с ягодками?»