
Сегодня жители Батайска вспоминают трагические события тридцатилетней давности

Восьмого августа 1988 года над Азовским морем в районе Ейска произошло крушение самолета, на котором летели офицеры и прапорщики расквартированного в ту пору в Батайске авиационного учебного полка Ейского авиаучилища. Всего на борту находилось 55 человек. Погибло 24.
Эту катастрофу позже назовут крупнейшей по числу жертв в новейшей истории отечественных ВВС. Но утро 8 августа 1988 года никакой трагедии не предвещало. Группа летчиков двух эскадрилий батайского полка готовилась убыть в Ейск, где располагался штаб училища, на собрание партийного актива. На аэродроме их уже ждал военно-транспортный Ан-12, используемый в полку в качестве воздушной лаборатории. Полета от Батайска до Ейска – минут 40, если не меньше, так что и не заметишь, как окажешься на месте. Однако последние минуты этого полета оказались реально последними для почти половины летевших на Ан-12 и круто изменившими жизнь тех, кто выжил.
В свое время мне уже приходилось писать об этой катастрофе. О том, как при подлете к Ейску у самолета один за другим стали глохнуть все его четыре двигателя. Нештатная ситуация разыгралась на полукилометровой высоте, почти не оставив экипажу времени на выработку и принятие решения. Командир Ан-12 майор Кленин приложил все усилия, чтобы увести терпящий бедствие самолет от городских построек и по возможности мягко посадить его на воду Ейского лимана.
И все бы, может, и обошлось, будь море в этом месте поглубже. Но увы, лиманы – это всегда мелководье… Стойки шасси Ан-12 зарылись в придонный ил, и от резкого торможения машина, «клюнув» носом, ударилась о дно. Фюзеляж раскололся, и дальше события пошли развиваться лавинообразно. В какие-то секунды воздушное происшествие переросло в катастрофу. На борт хлынула вода, людей разбросало по всему салону, многие получили раны от ударов об острые углы аппаратных шкафов и от сорванных со своих мест приборов.
При ударе самолета о дно разбились топливные баки, и в салон хлынул керосин. Именно это и стало роковым для многих пассажиров Ан-12. Они получили химические ожоги и травмы, несовместимые с жизнью.
Командиры двух эскадрилий подполковники Ф. Матросов и В. Вирзум сделали все, чтобы спасти своих подчиненных. Жертв явно оказалось бы больше, не прояви эти два офицера и командир экипажа подлинный героизм. Погибли оба…
Первым к месту аварии прилетел спасательный вертолет МИ-14ПС. Командир его экипажа Финат Шакхулин – ныне председатель ейской общественной организации «Боевое братство». Следом прибыли спасательный катер Ейского авиаучилища и вертолет из Ростова.
Многих удалось спасти, но тем не менее в тот страшный день погибли 24 человека. Из них 16 похоронены в Батайске, где теперь над местом их упокоения высится крыло и лежит винт погибшего Ан-12. Мемориал этот далеко виден с проходящей рядом автотрассы. Каждый год 8 августа здесь собираются сослуживцы, родные и близкие лежащих в 16 могилах летчиков. Остальных погибших в августовской катастрофе похоронили в разных уголках страны…
Говоря о тех событиях, последний командир расформированного в 90-е годы батайского авиационного полка, а ныне председатель Батайской городской думы Валерий Симоненко называет по меньшей мере три причины, приведшие к катастрофе:
– Самолет-лаборатория изначально не предназначен для перевозки людей. Это во-первых. Потом машина простояла всю зиму без движения на аэродроме, и после такого перерыва к полетам ее следовало тщательно подготовить. В частности, заменить топливо в баках. Топливо, правда, заменили. Но только не в подпольных, иначе говоря, резервных баках, которые обычно используются лишь при длительных перелетах. До сих пор непонятно, зачем борттехник переключил работу двигателей именно на эти баки…
С тех пор прошло 30 лет. Давно уже нет училища и полка, расформированных на волне реформ. Да что там – нет страны, где случившаяся в «день четырех восьмерок» трагедия стала едва ли не предвестием грядущих бед и потрясений. Но день тот не забыт. Как не забыты и люди, для которых он стал последним. В память об этой трагедии пройдет сегодня в Батайске траурный митинг. Снова придут люди к мемориальному комплексу на Восточном кладбище города. И лягут радом с винтом Ан-12 цветы и венки. Как знак памяти и благодарности.

