
Комсомол и землетрясение в Армении сыграли ключевую роль в судьбе Али Узденова
Али Муссаевич – управленец с большой практикой, возглавлял «Газпром Межрегионгаз Ростов–на –Дону», ныне управляющий партнер АФК "Система". Имеет государственные и ведомственные награды, опыт парламентской, экологической и международной, по линии ЮНЕСКО, работы. А с октября 1984-го по октябрь 1992-го годов Узденов был комсомольским вожаком РИИЖТа. В числе первых его студенческий отряд оказался в зоне бедствия на территории Армении – после тряски земли страшной силы в каменный плен собственного жилья там попали многие тысячи людей. Дома в городах и селах, похоронив под обломками живых и мертвых, превратились в склепы.
О тех событиях Узденов, как и все, кто оказался с ним в Ленинакане, вспомнят вновь в связи 30-летием случившего. «Юбилей – это пепел, песок и дым» – у поэта, вспомним, эта фраза, как образ, была для красного словца. Для тех, кто помнит разрушенный Ленинакан и Спитак, за 30 секунд практически стертый с лица земли, в юбилей трагедии перед глазами будут не только пепел, песок и дым. На пожелтевших кадрах ада – развалины поверженных зданий, в руины превращенные в один миг школы и магазины, глухая к людской беде тяжесть плит и балок, груды камней.
Слова «А помнишь?!..» наверняка не раз прозвучат на встрече ветеранов-спасателей из комсомольского набора-1988. Из 140 человек, полетевших тогда вместе с Узденовым в Армению уже через несколько часов после случившегося, ныне по разным причинам соберутся не все. Но где бы кто ни был – «свой» Ленинакан и свою комсомольскую вахту в нем вспомнит каждый. А кто-то вспомнит и своих родных – у нескольких студентов РИИЖТа в зоне беды были близкие. Личное горе обострило чувство ответственности за судьбы других.
С собой комсомольцы-риижтовцы взяли лекарства, инструменты для разбора завалов, палатки, тушенку.
В числе тех, кто прибыл из донской столицы в Армению в первые часы после беды, были приступившие сразу к работе военные, милиционеры, медики. Из эпицентра беды, где случились 10-балльные движения земли из 12 возможных по шкале Рихтера, покалеченных людей в лазареты привозили не только на машинах скорой помощи, но и на автобусах, грузовиках и даже самосвалах – столь много было пострадавших. Спитак, Степанаван, Кировакан (ныне Ванадзор), Ленинакан (теперь его называют Гюмри)... – жертвы и разрушения были в более чем двух десятках армянских городов и сотнях сел. Рядом с комсомольцами из донской столицы в спасательных операциях участвовали добровольцы из Украины, Грузии, Белоруссии, Литвы, других советских республик, профессиональные спасатели из Франции, Польши, ФРГ, Италии.
Заграничные специалисты, в отличие от наших добровольцев и резервистов из полков гражданской обороны, имели куда больший опыт работы в экстремальных ситуациях. А чему собственно удивляться? В стране победившего социализма работу над ошибками после страшного землетрясения 1948 года в Ашхабаде, которое буквально стерло его с лица земли, на серьезном уровне, к сожалению, так и не провели. С прогнозами подкачали и сорок лет спустя.
К моменту Ленинаканского землетрясения МЧС так и не создали. Методы борьбы со стихийными катастрофами детально не отработали. Иностранные специалисты вначале недоумевали, потом попривыкли, когда им отвечали, что спасательными работами руководят райком партии либо райисполком.
На первых порах не хватало переносных механизмов, так называемых «болгарок», не было связи между отрядами спасателей. Чего было предостаточно – так это работы для всех: и для добровольцев со всего мира, и резервистов из наших частей гражданской обороны.
На счету комсомольского отряда РИИЖТа – обстановка требовала оперативности и сверхнапряжения – двенадцать спасенных жизней. Из завалов студенты-железнодорожники извлекли более ста тел погибших. Ростовские комсомольцы-добровольцы день и ночь вели разгрузку вагонов на станции Ахурян, участвовали в восстановлении железной дороги, оборудовании привокзальной столовой. Их хвалил тогдашний председатель Совмина СССР Николай Рыжков, руководивший работами в зоне трагедии и не раз бывавший в Ленинакане.
Али Узденова за участие в спасательной операции, мужество и самоотверженные действия, проявленные во время ликвидации последствий землетрясения, наградили орденом Дружбы народов. Поощрили и его друзей-студентов.
Не успели остыть впечатления от поездки в Армению, как вскоре снова пришлось трубить сбор – Узденов во главе отряда отправился спасать людей и ликвидировать завалы после мощной встряски земли в Южной Осетии.
Дальше были учеба в Международной школе выживания в Италии, получение статуса профессионала-спасателя, приглашение на работу в ЮНЕСКО. По линии этой структуры Али участвовал в доставке продовольствия голодающим в Сомали, ликвидации последствий землетрясения в Грузии, координировал деятельность добровольных спасотрядов на российской территории, в Африке, Австралии, Азии.

