
У ростовчанина Виктора ПОЛЯНИЧКО, в общем-то, обычного человека, оказалась необычная судьба.
Он прошел путь от рабочего «Ростсельмаша» через комсомольские стройки и «горячие точки» до вице-премьера России.
В конце шестидесятых Виктор Поляничко был одной из самых заметных фигур в комсомоле страны.
Из Челябинска сообщили: международный фестиваль мужских хоровых ансамблей и хоров в Челябинском институте культуры организовали к 100-летию комсомола, а посвятили его, так сказано в анонсе, «человеку долга и чести, легендарному комсомольскому вожаку 60-х Виктору Поляничко». В том же городе в рамках мероприятий к вековой дате комсомола провели митинг, посвященный Виктору Петровичу – уроженец донской столицы несколько лет был первым секретарем Челябинского обкома комсомола. И оставил о себе на Урале добрую память.
Однако вспоминали Поляничко в эти дни по всей России и за ее пределами не только в связи с круглой комсомольской датой – четверть века назад вице-премьер Виктор Поляничко погиб от пуль наемных убийц, когда выполнял миротворческую миссию на Северном Кавказе.
– Виктор Петрович был рожден не для славы и богатства, а для добрых дел, он – из той когорты людей, без которых мелеет река жизни и скудеет Отечество, – так отозвался о нем доктор исторических наук профессор Михаил Ненашев, хорошо знавший Поляничко.
Виктор Петрович был личностью всюду – в Нагорном Карабахе, Осетии, Баку, Владикавказе, где как посланник федерального центра старался добиться согласия в разрешении межнациональных распрей. Был он личностью и в Афганистане – там до сих пор о нем по-доброму вспоминают многие. Туда, за речку, Поляничко направили руководителем группы советников для непосредственной связи с правительством Афганистана, Бабраком Кармалем, а затем Наджибуллой. Виктор Петрович не был просто политическим советником. Он занимался вопросами образования (мало кто из афганцев мог читать и писать), укрепления дружественной нам в ту пору армии, службы правопорядка, национального примирения. Руководство Афганистана уважало Поляничко за преданность делу, верность в отношениях, искреннее желание сделать жизнь простых людей лучше.
Лидером Поляничко был с юных лет. В школе – комсорг. Затем – на «Ростсельмаше» вожак комсомольско-молодежной бригады (в архиве завода сохранились его автобиография и заявление: «Я, Виктор Поляничко, родился в 1937 году, пошел в школу, в 1951 году вступил в члены ВЛКСМ. Активно участвую в пионерской, комсомольской печати, за что получил в этом году почетную грамоту. Мать работает на заводе Ростсельмаш в цехе комбайнов»). Когда служил в армии, был комсоргом военной школы связи. Прошел в комсомоле все ступени – от первичек до начальника штаба Всесоюзной комсомольской стройки в Оренбуржье, от первого секретаря обкома комсомола до ЦК ВЛКСМ.
Крупной комплекции, обаятельный, он производил впечатление человека с солидным житейским опытом и надежного, без рисовки, игры на публику и фальши. Таким и был.
– Поляничко отличался порядочностью и уважительным отношением к людям, – вспоминает ростсельмашевец с большим стажем, заслуженный работник физической культуры страны Владимир Канцын, который хорошо знал Виктора Петровича и его семью. – В любое дело, за которое брался, вносил новизну. Он был неординарной личностью, романтиком по складу, любознательным от природы, открытым и доступным к общению. Интересовался экономикой и экологией, философией, историей. Писал стихи. Поэзией увлекся еще, когда работал на «Ростсельмаше», был членом заводского литературного объединения, которым руководил поэт и драматург, в будущем главный редактор журнала «Огонек» Анатолий Софронов.
У Поляничко в живое, увлекательное действо превращались даже «протокольные», казалось бы, априори скучные мероприятия.
В редакции газеты «Комсомолец» в шестидесятые годы Поляничко бывал часто. Не только и не столько как куратор донского комсомола по линии ЦК ВЛКСМ – он знал практически весь коллектив, был дружен с тогдашним главным редактором Анатолием Царевым. Тот воспринимал его как есть – целеустремленным, умевшим ценить свое и чужое время, толковые идеи, творческие находки.
Эта энергетика передавалась другим. Поляничко многим привил вкус к творчеству, научил работать с размахом. Неслучайно многие из тех, кто были в комсомоле под его началом, с кем он общался, стали позднее видными учеными, поэтами, писателями, политиками, возглавляли важные участки в хозяйственной сфере.
В одной из школ педагоги-ветераны до сих пор пересказывают школьникам такой эпизод своей молодости. К ним после какого-то важного форума собирался заглянуть Поляничко. Актовый зал школы был заполнен до отказа, болтали, хохотали, никто ребят не успокаивал. Тут в зал стремительно вошел гость. Он вбежал на сцену, громко поздоровался, дождался тишины и с улыбкой сказал:
– Давайте договоримся, если начнете разговаривать, смеяться, пойму, что слушать меня не хотите. И без обиды уйду. Значит, буду сам виноват, что не сумел заинтересовать вас своим рассказом.
Мальчишки и девчонки, скептически настроенные вообще к любым выступающим, просидели полтора часа, не проронив ни слова. Он их просто загипнотизировал своим обаянием, красивой речью, умением убедительно донести информацию.
Среди друзей Поляничко были космонавты, писатели, поэты, композиторы, артисты. Кумиры того времени охотно откликались на просьбу Виктора Петровича и встречались с молодежью.
Сам Поляничко так подчеркивал роль комсомольских вожаков:
– Это серьезно и ответственно, когда двадцатилетний парень или дивчина руководят молодежным коллективом в сотни, тысячи человек. Комсоргу доверяют судьбы ровесников, он представляет их интересы, защищает, отстаивает их права, выступает от их имени. Это высокое, строгое и радостное чувство – быть вожаком, вести за собой людей.
Почетного гражданина Оренбурга, Челябинска, Орска, Гая, Магнитогорска, Ростова-на-Дону Виктора Поляничко в 100-летие комсомола вспомнят не только в этих городах. Вспомним и мы, когда будем с Владимиром Канцыным и другими друзьями «Нашего времени» организовывать новый шахматный «Мемориал Виктора Поляничко»...

