
Во время афганской войны членам отрядов «Комсомол» не раз приходилось браться за оружие, хотя «за речку» они ехали не воевать
В ростовской гимназии № 76 дважды в год отмечают «афганские» даты – годовщины ввода в Афган и вывода оттуда советских войск.
В музейном уголке – экспонаты времен той войны. Есть и личные вещи школьного директора Петра Кулинченко, который возглавляет городское отделение «Боевого братства». В Афгане, который стал особым символом героизма, олицетворением беспримерного мужества и стойкости советского, русского солдата, он был не только шурави, но и еще мушавером. Другими словами – комсомольским советником. Ему, как и другим советникам, не раз приходилось брать в руки автомат. Во имя чего комсомольские советники рисковали собой, подрывались на минах, отдавали Афгану лучшие свои годы, здоровье, а порой и жизни?
– В оценках драматических событий в Афганистане нашу страну нередко представляют только как воюющую сторону, – говорит Кулинченко. – Дискуссии вокруг характера этой войны порой затмевают важные аспекты нашей помощи афганскому народу. Если мы были «оккупантами», как считают некоторые наши зарубежные «партнеры», то вели себя довольно странно: поставляли населению продовольствие и топливо, одежду, сельскохозяйственный инвентарь, лечили больных, преподавали в учебных заведениях, строили жилые дома, обеспечивали работу важных для страны предприятий, электростанций, ирригационных сооружений. Что касается конкретно мушаверов, то в Афган нас направил ЦК ВЛКСМ для оказания помощи Демократической организации молодежи Афганистана. Мы сокращенно называли ее ДОМА. Этой организации по сути не было – нам с афганскими друзьями предстояло создать ее практически с нуля.
Петр КУЛИНЧЕНКО родился 8 января 1952 года в донской станице Романовской. В 1973 году закончил исторический факультет Ростовского государственного педагогического института. Был комсомольским вожаком этого вуза. Отслужил в армии. Затем снова – на комсомольской работе: в Ростовском горкоме ВЛКСМ, в бюро международного молодежного туризма «Спутник», курируемом обкомом комсомола. Заведовал отделом студенческой молодежи Ростовского обкома ВЛКСМ. В 1980-81 годах находился в афганской провинции Фарах в качестве советника от ЦК ВЛКСМ. Как и сотни других «мушаверов» (так афганцы называли Кулинченко и его боевых товарищей), с честью выполнил в чужой стране свою миссию. Но об этом почти ничего не знал собственный народ – ни о причинах, вызвавших войну, ни о целях, ни об отваге наших солдат, офицеров и мушаверов. Зачастую незнание и непонимание оборачивались на родине ещё одной болью. Ростовские «афганцы», избравшие Петра Кулинченко руководителем городского отделения «Боевого братства», научились справляться с физическими и моральными травмами. В гражданской жизни они сберегли и укрепили узы военного братства.
Круг обязанностей мушеверов был широк. Но в условиях войны на первый план вышла организация и подготовка военных формирований ДОМА – так называемых бригад общественного порядка. Они участвовали в различных спецмероприятиях, боевых операциях. Мушаверы помогали в создании подпольных организаций ДОМА на контролируемых душманами территориях. Комсомольские советники подбирали из членов Демократической организации молодежи Афганистана кандидатов для службы в погранвойсках, полках афганских командос, оперативных батальонах МГБ и МВД, специальных молодежных батальонах. И, конечно, мушаверы тесно контачили с советскими частями и подразделениями, налаживали связи между военными организациями ДОМА и армейским комсомолом. Афганские пионеры посещали советские госпитали, давали там концерты, приносили раненым и больным цветы и фрукты.
– Быть членом ДОМА в Афгане – не означало то же самое, что комсомольцем у нас, – уточняет Кулинченко. – За принадлежность к молодежной организации душманы подвергали молодых афганцев таким изощренным издевательствам, что не приснится даже в кошмарном сне.
Готовили будущих мушаверов перед отправкой «за речку» основательно: история, культура страны, религия, язык, обычаи, традиции, рукопашный бой, горная подготовка, пешие переходы, стрельба днем и ночью из всех видов оружия, вождение всевозможной техники. Все это им затем не раз пригодилось. Практически каждому пришлось участвовать в боевых операциях. Но даже берясь за оружие, члены отрядов «Комсомол» (таких мушаверских формирований в Афгане было несколько) искали варианты мирного решения проблем. Так, в районе крупного кишлака были окружены враждебные афганские формирования. Командование собиралось сломить сопротивление боевиков с помощью артиллерии, вертолетов, бронетехники. А затем – провести пешую «зачистку». От такой операции наверняка пострадало бы и мирное население. А вот боевиков из хорошо укрепленных горных пещер могли выкурить только с большими потерями для шурави. Мушаверы предложили напрямую обратиться к населению. Созвать совет старейшин и добиться желаемой цели мирным путем. С помощью громкоговорящей установки озвучили это обращение. Эффект превзошел ожидание. С полевыми командирами был заключен мирный договор. Долгое время в том районе боевых действий не было.
Ездили мушаверы с агитавтобусом по кишлакам. Организовывали митинги, показывали советские фильмы. Переводчик тут же переводил их с комментариями. Кстати, особой популярностью пользовался фильм «Белое солнце пустыни». А наши солдаты с особым удовольствием смотрели ленту «Отец солдата». Фильм был переведен на фарси. И советские бойцы всякий раз валились от смеха, когда в одном их эпизодов в кабинет Гитлера заходил Гиммлер, вскидывал руку и громко произносил «Салям аллейкум!». Гитлер, не отрываясь от карты, бурчал «Аллейкум салям». Афганцы всякий раз удивлялись, над чем шурави смеются. Вроде бы все нормально: встретились два человека, поприветствовали друг друг. Их вопросы вызывали только дополнительные взрывы хохота…
О шурави в целом и конкретно о комсомольцах– мушаверах у многих афганцев остались теплые воспоминания. С 1979 по 1989 годы в нашей стране в различных учебных заведениях прошли подготовку более ста тысяч афганцев. Они до сих пор хранят самые теплые воспоминания о своих наставниках.
В рамках юбилея ВЛКСМ в «НВ» вышел цикл материалов, посвященный жизни донских комсомольцев:
«С Гражданской и навсегда»
«Это наша с тобой биография»
«Комсомол в Красном Сулине»
«Виктор ПОЛЯНИЧКО: «Быть вожаком – это высокое, строгое и радостное чувство...»
«О комсомоле – без черной краски»
«К юбилею комсомола»
«Во весь голос»
«Великая страна Комсомол»
«Два по сто Михалыча и Константиныча»
«Владимир БОЧАРНИКОВ: «Я – технарь. Но работа с людьми мне всегда нравилась...»
«ВАСИЛИЙ ТКАЧЕНКО: «Гляжу на «Наше время», а вспоминаю «Комсомолец»
«За путёвку в Сибирь «Энергии» пришлось побороться»
«Али был и в Ленинакане, и в Сомали»
«ПЕТР ЯЗЫКОВ: «Из-за «Комсомольца» я попал в милицию»

