
В октябре 2003 года, 15 лет назад, произошла страшная техногенная авария на шахте «Западная-Капитальная»
Вечером 23 октября 2003 года подземные воды на глубине 470 метров прорвались в главный скиповый ствол и стали заливать забой с безумной скоростью в 40 тысяч кубометров в час. В забое были люди. В первые же часы после аварии на поверхность самостоятельно смогли подняться 25 шахтеров. Но 46 оказались отрезанными от подъемника потоками воды. И все последующие шесть дней решалась задача по их спасению.
Уже через два дня, 25 октября, на поверхность поднялись 33 человека. Пройдя под землей семь километров, они вышли к так называемой инспекторской подъемной клети и по телефону связались со спасателями. Оставшихся под землей 13 шахтеров разыскивали до 29 октября.
За операцией по спасению горняков следила вся страна. Для их вызволения пробили сбойку с соседней шахтой имени газеты «Комсомольская правда». По ней утром 29 октября горноспасатели и подняли на поверхность почти всех заблокированных под землей шахтеров. Погибли двое. Не выдержало кислородного голодания сердце у 43-летнего горного мастера Сергея Войтенка.
И навсегда остался ненайденным и погребенным где-то под землей 48-летний электрослесарь Сергей Ткач. Памятник ему так и поставили там, где 15 лет назад находилась шахта…
События октября 2003 года оживают в фильме «Шесть дней, шесть ночей», снятом руководителем телерадиокомпании «Несветай» Николаем Куаном, не так давно ушедшим из жизни. Николай Николаевич сохранил для нас главное – атмосферу тех драматических дней. Соединившую в себе отчаяние и надежду, мужество и решительность одних и мелочность и слабодушие других.
В этом фильме всё правда. И, наверное, оттого с таким неподдельным волнением смотрели его собравшиеся в канун 15-й годовщины аварии на «Западной-Капитальной» в конференц-зале редакции новошахтинской газеты «Знамя шахтера» непосредственные участники тех событий: горняки и спасатели, руководители служб, задействованных при ликвидации аварии, тогдашние руководители области и города.
Спасательная операция на «Западной-Капитальной» и по замыслу, и по исполнению стала уникальной. Ничего подобного в мире до той поры не проводилось. В те дни в Новошахтинске были два человека, которые безоговорочно верили в успех. Не могли не верить, потому что к тому побуждала их громадная личная ответственность за решение труднейшей задачи по спасению людей. Первым был тогдашний губернатор Ростовской области Владимир Федорович ЧУБ, вторым – представитель Главного управления по реструктуризации шахт, недавний технический директор «Ростовугля» Сергей Александрович МИХАЛЕВ.
Чуб, не раздумывая, отодвинул в сторону все резоны шедшей как раз в ту пору думской предвыборной кампании и возглавил штаб по спасению горняков. А талантливый горный инженер Михалев разработал смелый план вызволения шахтеров из водного плена. Тот самый план, который потом назовут уникальным и единственно способным привести к успеху.
– Некоторые зарубежные корреспонденты называли всё случившееся вторым «Курском» и говорили, что нам с ситуацией никогда не справиться, – вспоминает В.Ф. Чуб. – Но профессионализм, умение и мужество всех, от горных инженеров до простых шахтеров, помогли выстоять и победить трагические обстоятельства…
Не иначе, один из таких понаехавших в те дни в Новошахтинск западных журналистов предлагал С.А. Михалеву разрешить ему спуск под землю для телерепортажа. Обещал поставить в титрах и его фамилию:
– Мы с вами такие деньги заработать сможем!..
Рассказывая об этом эпизоде, первый заместитель председателя Законодательного собрания области С. Михалев улыбается. Так же, как холодно улыбнулся он зарубежной акуле пера 15 лет назад. Той публике никогда не понять, что движет нашими людьми. Никакие корыстные интересы не работают там, где дело идет о спасении товарищей:
– То, что тогда испытали эти люди, все западные фильмы ужасов отобразить не способны. Но шахтеры сумели в нечеловеческих условиях сполна сохранить и проявить все лучшие человеческие качества. И прав Владимир Федорович. Все, кто участвовал в спасательной операции, работали в едином ритме, подчинив себя одной цели. И не только они. Помню, как умолял меня отец одного из пленников «Западной» пустить его под землю. «Зубами, – говорил, – породу грызть буду, но вызволю сына и его товарищей»…
Как это объяснить? Да и надо ли объяснять тем, кому такое понять просто не дано?
Интересно, как повели бы они себя в ситуации, о которой рассказал Михаил Петрович Иванов – один из тех, кого спасли уже в числе 13 человек утром 29 октября. Вынес окончательно обессилевшего шахтера из забоя спасатель-туляк тоже по фамилии Иванов:
– Гул такой стоял, воздух словно мертвый. И поток воды такой сильный, что идти можно было, только держась за троллей. В последний день дышать уже вообще невозможно было. То и дело отключались. Как в полубреду…Пооткрывали самоспасатели. А их с собой не все захватили. Вот и передавали их друг другу. Один подышит минут 15–20, другому передаст. Так и дышали по очереди. Рядом со мной был Сережа Войтенок. Так и ушел навсегда с моим самоспасателем…
Но тогда и те, кто еще оставался под землей, и кто пробивался к ним с поверхности, кто планировал спасательную операцию, уже знали: люди будут спасены. И В.Ф. Чуб, и С.А. Михалев, и тогдашний мэр Новошахтинска Виктор Александрович Солнцев, и руководитель горно-спасательной службы Сергей Георгиевич Пелех говорят, что перелом в настроении наступил, когда по телефону из-под земли раздалось:
– Вы нас там спасать думаете?
Эти слова, сказанные в трубку электриком Николаем Сиволобовым, заставили всех почувствовать себя счастливыми.
«Коле Сиволобову памятник при въезде в город поставить надо, – сказала тогда жена одного из шахтеров. – Он вернул нам надежду».
Время идет. У каждого из пришедших на встречу в «Знамя шахтера» по-своему сложилась жизнь. Увы, но кого-то из участников новошахтинской драмы уже нет с нами. Ушел последний директор «Западной-Капитальной» Василий Авдеев, проведший все шесть дней в том страшном забое, ушли горняки Юрий Лысенко, Алексей Кропива, уже нет с нами шахтерского лидера, многолетнего депутата Госдумы и донского парламента Владимира Катальникова. Совсем недавно не стало Владимира Захарова, получившего после событий на «Западной» орден Мужества из рук президента Путина. Вечная память этим славным людям.Нет больше и «Западной-Капитальной». Покоится шахта под толщей в 28 млн кубометров воды. Нет и других шахт Новошахтинска, который, пробыв 64 года горняцким городом, с той поры перестал быть таковым. А следом закончил свою историю и «Ростовуголь». Осень 2003-го стала для некогда прославленного угольного объединения последней. Под невыносимым грузом новой экономической реальности «Ростовуголь» затонул, подобно легендарному «Титанику», в пучине общего кризиса отрасли.
Так, по сути, закончилась советская история отечественного углепрома. Остаться прежней по своим масштабам и значению отрасли уже не было суждено. Сейчас на наших глазах со скандалом рушатся остатки «Гуковугля», окончательно добитого своекорыстными и недалекими горе-инвесторами из столичного «Кингкоула». По всему, сумерки угольной отрасли пока не развеялись…
Но как знать, какие ветры задуют завтра в экономике и политике. Многое говорит о том, что возрождения угледобычи ждать уже недолго. Естественно, на новой технической и технологической основе. Ну а люди, способные обеспечить отрасли успех и развитие, у нас есть. В этом нам убеждать друг друга не надо. Достаточно вспомнить новейшую историю Восточного Донбасса, где так тесно соседствуют трагические и героические страницы.
По этой теме мы писали:
Трагедия. Ожидание. Боль. Надежда. «НВ» № 229, 28.10.2003.
Спасены!. «НВ» № 230, 30.10.2003.
Хроника тревожного ожидания. «НВ» №№ 231-232, 31.10.2003.
Гибель шахты «Западная». А дальше что? «НВ» № 236, 5.11.2003.
Шахтеров спасли. Спасут ли отрасль?. «НВ» № 239, 11.11.2003.
Углепром: быть или не быть?. «НВ» № 241, 13.11.2003.
Орден бывшего «генерала». «НВ» № 241, 13.11.2003.
Кому нужны шахты – кроме шахтеров? «НВ» № 244, 19.11.2003.
Авария на «Западной-Капитальной» обострила все проблемы отрасли. «НВ» №№ 245-247, 21.11.2003.
«Ростовуголь»: последняя осень. «НВ» №№ 245-247, 21.11.2003.
Эхо аварии. «НВ» № 248, 25.11.2003.
Шахты без угля. «НВ» № 249, 26.11.2003.
Забастовка на неработающей шахте. «НВ» № 256, 3.12.2003.
В плену многоточий. «НВ» № 262. 10.12.2003.
Шахтерам «перекрыли воздух». «НВ» № 265.16.12.2003

