
Ростовчане так долго пугали друг друга транспортным катаклизмом, что он-таки пришел.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Через тернии – на автобусе
О транспортных реформах в южной столице подумывали давно. Еще во времена мэра Михаила Чернышева то и дело предпринимались попытки оптимизировать движение коммунального транспорта. Результатом стало резкое сокращение трамвайно-троллейбусных маршрутов, что лишь усугубило ситуацию.
Продолжались попытки и в пору градоначальства Сергея Горбаня. Однако то ли в силу краткости срока его пребывания «у кормила», то ли еще по каким причинам, но в четкий курс они так и не вылились. Горожанам запомнились разве что закрытие бесполезного управления «Метро Ростова» да транспортные утопии типа возможной прокладки канатной дороги на левый берег Дона.
Глава городской администрации Виталий Кушнарев провозгласил новый курс, или, как любят выражаться в коридорах власти, "дорожную карту" перемен. Курс, который молва тут же окрестила транспортной революцией. Маршрутная сеть общественного транспорта должна была стать более компактной. Вместо 113 насчитывать 103 маршрута. При этом на 49 маршрутов выпускаются автобусы большой вместимости, на 38 маршрутов – средней. И, наконец, 16 автобусных маршрутов планировалось оставить маршруткам, которые отныне нарекли подвижным составом малой вместимости:
– Мы планируем увеличить количество автобусов большого класса и сократить количество автобусов малого класса. Перевозки пассажиров будут организованы по регулируемому тарифу, с предоставлением всех предусмотренных законодательством льгот. Общее количество подвижного состава будет составлять порядка 1280 единиц, что с учетом увеличения вместимости подвижного состава, значительно повысит уровень предоставления транспортных услуг на территории города...
Казалось бы, курс через транспортные тернии к транспортным же звездам проложен. Уйдут, уступив дорогу большим красивым автобусам, так доставшие всех разбитые маршрутки. С плохо знающими город и работающими на износ гастарбайтерами за рулем. И на городских магистралях станет свободнее и безопаснее. 25 специалистов Донского технического университета по заказу горадминистрации работали над новой транспортной концепцией Ростова.Пламя будущей революции зажигали четыре доктора и двенадцать кандидатов наук. Бюджетные затраты на труды ученой группы превысили 5 млн рублей.
Но вместо обещанного благолепия получили очередные трудности. Пассажиры, лишившись привычных маршрутов, испытывают непроходящий стресс. Автобусные баталии, систематические опоздания на работу, невозможность рассчитать время, необходимость тратить по два-три часа в пути на работу и домой – все это создает не лучший эмоциональный фон. А поскольку пассажирами является практически все городское сообщество за исключением, разве что лучшей его части в лице «отцов города», то можно себе представить, какие настроения царят сегодня в Ростове.
«Очереди на остановках сумасшедшие, хоть с работы не уезжай. А жить-то когда?! Детей видим только ночью, когда укладываем спать, и утром. Ситуация с транспортом не только не нормализовалась, она превратилась в кошмар»... – эти слова одной из ростовчанок как нельзя лучше описывают обстановку, порожденную транспортной реформой.
В Интернет выложили петицию, требующую отставки руководства городского департамента транспорта как неспособного управлять процессом пассажирских перевозок. И число людей, ее подписавших, множится... Ростовчане вышли на пикет, собрав четыре листа подписей под обращением с призывом прекратить бездумно ломать систему и решительно улучшить работу общественного транспорта.
Сервис «Активный ростовчанин», размещенный на официальном сайте ростовской администрации, пестрит предложениями по ликвидации реформаторских перекосов. Люди быстро обнаруживают нестыковки в столь гладких на бумаге транспортных выкладках. Так, по оценке пассажиров, резко сократилась провозная способность маршрутов 22, 44, 94 и 96. Практика первых недель транспортной реформы показала, что новая система фатально не справляется с пассажиропотоком. А что это означает на пороге зимы с ее погодными сюрпризами, объяснять не надо.
Мед и деготь реформы
Но нельзя не сказать и о плюсах, что принесла с собой в Ростов транспортная реформа. В частности, заметно обновился подвижной состав. Сегодня на многих линиях курсируют автобусы, о которых в прежние годы даже мечтать не решались. Пришли в Ростов и красавцы-трамваи. Заработала система безналичной оплаты проезда. По теневому обороту миллиардных сумм в сфере общественного транспорта с его взятыми с потолка размерами компенсаций за проезд льготников и пресловутыми «свистками» на узловых остановках был, таким образом, нанесен удар.
Однако и в этот бочонок меда попала своя ложка дегтя. По-прежнему в неприглядном виде пребывают троллейбусы. Направленный в Ростов московский секонд-хенд положения не изменил. О проблемах ростовского трамвая распространяться не станем. Совсем недавно этой теме была посвящена публикация «Трамвай «Нежелание» («НВ» № 333 от 30.10.2018).
Если же вернуться к автобусам, то здесь люди предъявляют претензии и к качеству обслуживания, и к самим выпущенным на линию машинам. В частности, пассажиры проблемного 22-го маршрута жалуются на неудобные салоны с сиденьями на подиумах, высокие ступеньки, по которым ни пожилым людям, ни женщинам с детьми без посторонней помощи в автобус не подняться. Да и давка автобусная никуда не делась.
Кроме того, массовая замена юрких маршруток на неповоротливые автобусы привела к значительному увеличению времени поездки.
Тот же результат дала и смена перевозчика. Если еще недавно автобус № 94 проходил через все пробки путь от станции Первомайская до Сельмаша за 40-50 минут, то сегодня автобусу под тем же номером требуется более часа. Автобус № 94, а заодно и № 96 упрекают в малом числе посадочных мест. А главное – людей и здесь продолжают напрягать большие интервалы движения. Они по-прежнему остаются недопустимо большими.
Победителей не судят?
С маршрутами названных выше номеров связана корпоративная война. Она возникла между прежним перевозчиком – «АТП-3 Транссервис» и ныне выигравшим тендер автопредприятием «Ипопат-Юг». Война, которую впору окрестить странной, поскольку победитель пришел на берега Дона из… Удмуртии. Еще недавно городские власти ставили «АТП-3 Трансервис» и его руководителя Вячеслава Караева в пример другим ростовским транспортникам. На рынке внутригородских маршрутов компания работает с 90-х годов. И, по словам В. Караева, все это время постоянно улучшает качество транспортного обслуживания пассажиров и условия труда своих работников:
– Мы открыли конечную остановку, освоили территорию рядом с ней. Оборудовали диспетчерскую, столовую, комнату отдыха, душевые кабинки, санузел. Всё это время мы работали на совесть. Наши машины ни в чем не уступают ижевским…
И тем не менее транспортный эталон сыскали в дальнем далеке. Уже в конце октября на 94-м и 96-м маршрутах наряду с сине-белыми автобусами «Транссервиса» появились желтые машины «Ипопат-Юг». Ижевцы запланировали вывести на линии 131 автобус средней и 81 автобус большой вместимости. Но пока, судя по замечаниям пассажиров, эта сияющая вершина не достигнута. А на спорных маршрутах забушевали страсти. Какое-то время там в буквальном смысле таранили друг друга машины конкурентов. Естественно, что ритмичности перевозок и их безопасности столь нервная обстановка не способствовала.
Проиграв конкурс, «АТП-3» сдаваться не намерено. Руководство, подозревающее, что предприятие пытаются таким образом подвести под банкротство (кстати говоря, в 90-е годы такая попытка уже предпринималась), готово выяснять отношения в суде. А водители «Транссервиса», встревоженные ситуацией, угрожающей их работе и благополучию, заявляют о планах пикетирования городской администрации. Характерно, что, вопреки классическим конкурентным сценариям, никто из них не попытался перейти к победителю. Хотя «Ипопат» испытывает нехватку водителей, почему и не может вывести на линию запланированное число автобусов.
«Верните нас на линии, и мы покажем, как надо работать», – заявляют водители «АТП-3». А во всем и без того бурном течении ростовской транспортной революции явственно начинает звучать нота социального протеста. И в городском сообществе сейчас задумываются не только о судьбе «АТП-3», но и об участи водителей упраздненных маршруток. Есть основания полагать, что сегодня они пополнили ряды безработных.
В. Кушнарев пообещал разобраться с конфликтом между «АТП-3» и ижевским перевозчиком:
– Это форс-мажор. Вопрос с «АТП-3» решается в судебном порядке. Мы подали иск, чтобы разрешить спор и закрепить право перевозки за компанией, которая выиграла конкурс…
А к ростовскому люду он обратил призыв, сразу же ставший, как сейчас говорят, мемом. Или, если по-русски, – крылатыми словами.
– Наберитесь терпения, – призвал ростовский градоначальник.
Хорошо забытое новое
Что-то пошло не так…Видимо, губернатор сумел это почувствовать. Поэтому, признав наличие проблем, порожденных перекройкой транспортной сети южной столицы и дав соответствующие поручения подчиненным, призвал их не пасовать перед трудностями. Исходить, по его мысли, надо из необходимости качественного улучшения состояния подвижного состава:
– Люди хотят ездить на хорошем транспорте…
А еще – и это очевидно – масштабная корректировка ростовской транспортной сети ничего не даст, если не понять комплексного характера этой задачи:
– Нужно менять не только автобусное сообщение, а синхронизировать все виды транспорта, которые работают в Ростове. Чтобы человек мог покупать единый проездной билет для передвижения на любом виде городского общественного транспорта. По примеру того, как это сегодня действует в Москве…
Сюда, пожалуй, стоит добавить и дорожные проблемы Ростова и его окрестностей. Дорожная инфраструктура города никак не соответствует статусу южной столицы. А еще нельзя не видеть того, что ростовская транспортная революция затронула и пригородное сообщение. Во всяком случае, над собственной транспортной ситуацией стоит задуматься муниципальному начальству прилегающих к Ростову территорий. Того же Батайска, к примеру. Батайским автобусам сегодня заказан въезд в центр Ростова исключительно по причине неприглядного вида и несоответствия экологическим нормам.
…Сегодня стала муссироваться информация о снижении остроты транспортной ситуации. Только вот странное оно какое-то, это снижение. Снова возникли обруганные было автобусы малой вместимости. Работают они по старинке: без валидаторов и без предоставления льгот. Если это реакция на губернаторские призывы, то, надо сказать, слишком уж специфическая. Быстро, однако, забывается новое.
А еще начался демонтаж остановочных комплексов. В самый разгар снегопада...
Говорят, нет у революции конца. С началом тоже, как видим, одни проблемы.
Видеорепортаж Владимира АПАРИНА

