
В нагромождении льготных статусов и мер социальной поддержки уже стали путаться даже юристы и специалисты социальных служб
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК – труженица тыла, ветеран труда – 87-летняя Анна Ивановна Бурдюгова сидит возле моего рабочего стола и плачет.
И хоть я не имею к причине ее слез никакого отношения, все равно очень неловко. За то, что вместо спокойной старости педагог с 32-летним стажем Анна Ивановна вынуждена ходить по разным инстанциям в поисках истины.
Это как раз тот случай, когда у человека накипело. Сначала была книга «Вышивка на электрических машинах», за издание которой, как она уверяет, ей недовыплатили гонорар.
Потом сына Бориса сбили машиной, и он умер в больнице, а виновный толком не понес никакого наказания. После этого здоровье Анны Ивановны пошатнулось до инвалидности по общему заболеванию и по потере слуха на оба уха. А еще она обратила внимание, что не может вспомнить, чтобы с 2012 по 2014 год (как раз когда погиб сын, шли затяжные суды и атаковали недуги) ей выплачивали, как другим ветеранам войны (труженики тыла приравнены к этой категории), денежные вознаграждения к празднику Победы. Пыталась что-то выяснить – бесполезно.
Последней каплей стал ее недавний визит в управление соцзащиты за своеобразным новшеством – социальной картой для бесплатного проезда, которую в Ростове теперь выдают ветеранам труда и труженикам тыла.
– Вам такая карта не положена, – сообщили в управлении соцзащиты.
– Почему? У меня же есть удостоверение «Ветеран труда» и «Ветеран войны» (труженик тыла), – Анна Ивановна протянула сразу две «корочки».
Сотрудницы пытались донести до ее сознания тонкости современного социального законодательства, но Анна Ивановна ушла с обидой и непониманием. Так она и появилась на пороге нашей редакции с заявлением, в котором коротко рассказала о своих бедах и проблемах последних лет и просила помочь выяснить причину отказа в получении льготы на бесплатный проезд.
В управлении соцзащиты Пролетарского района Ростова, куда я пришла без предупреждения, меня сначала пытались отправить в Интернет «почитать законы». Но я отказалась. Потому что в них теперь сложно порой разобраться даже юристам и специалистам.
На одном из сайтов так и написано: «Внимание! В связи с частыми изменениями в законодательстве наша информация не всегда бывает актуальна!»
– Вы просто объясните обычным понятным языком – почему ветерану труда, которому положен бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта ( кроме такси), а также пригородного и внутрирайонного сообщения, отказано в выдаче социальной карты, – настаиваю на своем.
В результате перехода из одного кабинета в другой все-таки удалось собрать воедино кое-какую информацию. Порой она была настолько, выражаясь медицинским языком, трудноусвояемой, а также непросто перевариваемой, что приходилось переспрашивать и уточнять.
Честно, не знаю – как с этим справляются люди старшего поколения? Может, просто, потеряв надежду разобраться в механизме назначения льгот, и чтобы не прослыть, как Анна Ивановна, «жалобщиками», – махнули рукой?
Итак, у Анны Ивановны – три статуса : ветеран труда, труженик тыла (ветеран войны) – устанавливаются на региональном уровне) и инвалид – на федеральном.
– Федеральный статус имеет больший приоритет, поэтому льготы Анне Ивановне назначены с учетом Закона РФ «О социальной защите инвалидов», – объясняют в управлении соцзащиты. – Инвалиды право бесплатного проезда не имеют. Им выплачивается к пенсии денежная сумма, так называемая ЕДВ, которая включает и компенсацию расходов на проезд.
То есть ростовские пенсионеры без какого-либо статуса ездят по одним льготным правилам, инвалиды – по другим, ветераны труда и ветераны войны – по третьим.
Такое нагромождение статусов ( их сейчас порядка 40), перечней льгот с оговорками «кроме» и «если», явно усложняет понимание социального законодательства. Хотя в управлении соцзащиты уверяют, что «всем все объясняют и на самом деле все все понимают».
– Последний раз мне там предложили очень интересный способ получить карту на бесплатный проезд: «А вы откажитесь от статуса инвалида!» Я даже рассмеялась. Мне что, заявить, будто я больше не инвалид? То есть выздоровела, и слух вернулся? – недоумевает Анна Ивановна.
Как ездят льготники
1. РОСТОВСКИЕ ПЕНСИОНЕРЫ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ЛЬГОТНЫХ ЗВАНИЙ:– по социальной карте пенсионера, которую выдают бесплатно в органах соцзащиты;
– карта пополняется на любую сумму за личные средства пенсионера;
– за каждую поездку списывается 10 рублей, т. е. проезд обходится дешевле (полная стоимость – 24 рубля).
2. ИНВАЛИДЫ:
– приобретают единый социальный проездной билет за 265 рублей в месяц;
– затраты на оплату билета заложены в ЕДВ (единовременной денежной выплате), перечисляемой инвалидам из бюджета.
3. ВЕТЕРАНЫ ТРУДА, ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА, РЕАБИЛИТИРОВАННЫЕ, ИМЕЮЩИЕ РОСТОВСКУЮ РЕГИСТРАЦИЮ (БЕЗ СТАТУСА ИНВАЛИДА!):
– по социальной проездной карте, которую можно получить бесплатно в управлении соцзащиты;
– жители области в ростовском общественном транспорте пока ездят по-прежнему, предъявляя удостоверение и проездной билет.

