Яков Кордо окончил медицинский институт. Работал в санитарно-эпидемической службе, занимался наукой и… мечтал снять художественный фильм. Он сделал это в 60 лет
Фото/Видео: Ирина Хансиварова
Увлечение кино – родом из детства. В 7 классе родители подарили Яше кинокамеру. И он начал делать фильмы.
– Тогда очень популярным увлечением было любительское кино. Работали народные, любительские студии.
– Любительское кино было доступно?
– Не так уж и доступно. Мои родители могли себе позволить купить мне кинокамеру и приобрести необходимое для создания кино оборудование. Единственное, что трудно было сделать – это звук. Сейчас мы айфоном снимаем и уже получаем звуковое кино. А тогда сделать звуковой фильм было немыслимым делом. И все же умудрялись озвучивать свои работы. Я мечтал после школы поступить в институт кинематографии. Правда, конкурс туда был огромный. Мама мне сказала, что вначале нужно получить нормальное образование, а после – хоть в армию, хоть во ВГИК.
– Что в понимании мамы значило нормальное образование?
– Высшее. Я рос в семье медиков. В свое время мои мама и бабушка были в Ростове известными врачами. И я решил поступить в мединститут. Поступил я на санитарно-гигиенический факультет. Закончил институт с отличием, и мне был открыт путь в аспирантуру. Но я уехал по распределению на Северную железную дорогу с целью поработать, познать настоящую жизнь и уже потом, с определенным багажом, идти в кино. Начинал я работать в Костромской области.
– А кино оставили?
– Небольшой городок, в котором я работал первые три года, был тем не менее крупнейшей железнодорожной станцией. Естественно, что там существовал тогда огромный Дом культуры железнодорожников. И мы с одним из пенсионеров создали там киностудию. Сняли фильм о местной поэтессе XIX века Софье Жадовской, а затем второй – о народном театре при ДК. Как-то на одном из фестивалей любительского кино меня выловил руководитель мощнейшей народной киностудии «Юность» и переманил к себе в Ярославль. В рамках моей службы мы сделали перевод в санэпидемстанцию станции Ярославль-Главный.
На народной студии Ярославля я снимал фильмы, мы получали призы на кинофестивалях. А за один из наших документальных фильмов начальник Северной железной дороги подарил мне именные часы – как ни странно, до сих пор самую мою большую награду за мое кино. Мое руководство мирилось с тем, что я снимаю любительские фильмы, потому что свою основную работу я делал отлично.
– С тех пор вы снимаете документальные фильмы? А работу санврача оставили?
– Я отработал пять лет по распределению. Вернулся в Ростов и в силу ряда причин исчез из кино на 14 лет. Стал заниматься наукой. Защитил кандидатскую диссертацию. Но тут в стране началась перестройка. Горбачев сказал: разрешено все, что не запрещено. Я подумал, что я время зря трачу! Надо фильмы делать. И в апреле 90-го вернулся к любимому занятию, но уже на профессиональной основе – стал получать зарплату за кинематографический труд. Вскоре аттестовался на категорию в Союзе кинематографистов. Мне присвоили квалификацию «кинорежиссер хроникально-документальных фильмов».
У Якова Павловича появилась своя киностудия «ЯК». В 2010 году ему заказали сделать фильм к 80-летию ДГТУ.
– Ректор Бесарион Чохоевич Месхи поверил в меня и заказал мне сразу три фильма о вузе. Потом меня уговорили прийти в ДГТУ на работу. Я стал видеооператором информационной службы…
Три года назад пришло решение снять художественный фильм. Яков Кордо перечитал военную прозу, воспоминания фронтовиков и написал сценарий фильма «Шли бои местного значения» – о событиях на Миус-фронте.
– Смущало то, что по ходу фильма нужно было «убивать» и «хоронить» ребят. Я обратился к отцу Михаилу, настоятелю нашего университетского храма. Он внимательно выслушал меня, понял мои сомнения и своим словом благословил на съемки...
– Как отнеслись к съемкам фильма в вузе?
– Поначалу с осторожностью. Ну судите сами: сотрудник предлагает в техническом вузе снять настоящий художественный фильм, да еще про войну. Спасибо Павлу Герасину, руководителю информационной службы нашего университета, который многое сделал для продвижения киноленты.
Когда начали снимать, обратной дороги уже не было. А когда нам выделили на киноленту деньги, и мы начали их тратить, вообще пути назад не стало. Надо было идти только вперед. Мы показали сценарий Бесариону Чохоевичу. Он поверил в нас, поддержал, помог финансово. Огромная благодарность ему за это.
– Так осуществилась ваша мечта?
– Я вообще-то не знаю, как в жизни осуществляется мечта, какова «технология» этого «процесса». Просто надо идти к цели, не сворачивая, а если волею судеб свернул временно с пути, при малейшей возможности возвращаться обратно на этот путь.
– Несмотря на солидные годы, вы продолжаете работать. У вас нет проблем, связанных с возрастом?
– Абсолютно. Я, например, не хотел уходить на пенсию. Во мне все протестовало внутри и протестует сейчас: как это – я пенсионер, с какой стати! Я начал серьезно заниматься кино в нелегкие для нас всех 90-е, но у меня не было ни дня простоя, потому что надо было кормить семью, двоих сыновей, зарабатывать таким необычным трудом – в кинематографе. Я в видео не чурался никакой работы, для меня здесь всякий труд почетен и интересен. А вообще тяжело было. Кто не знает или забыл, что такое 90-е годы, пусть у меня спросит, я много чего расскажу.
Я считаю: надо просто работать и вести здоровый образ жизни.
– Как?
– Я, например, никогда в своей жизни не курил. В классе седьмом мальчишки, которые курили, дали мне, поскольку я был вне подозрений, на хранение сигареты. И я дома, на кухне, решил попробовать курить. Честно скажу, мне это занятие не понравилось. Не могу сказать, что я трезвенник. На праздники могу выпить немого. Но – немного и только вино. Речи нет, чтобы выпить просто так, без повода. И не говорите мне, что повод всегда найдется. Он находится только у не любящих себя людей. Спортом я занимался только в школе, но потом перестал, некогда было. Я не бегаю по утрам, как многие. Зато быстро хожу, бегаю по лестницам. Я никогда, до прихода в ДГТУ, не пользовался лифтом. Короче, спорт у меня утилитарный – нужный для дела, а не просто так. Чрезвычайно стимулирует работа в молодежном коллективе, потому что надо, что называется, соответствовать. У меня так получается сохранить бодрость духа и хорошее настроение. У кого-то это может происходить по-другому. Рецептов нет. Подойдет любой способ, если он работает на позитив и если в жизни есть та самая путеводная звезда.
Советы от Якова Кордо
• По мере сил продолжайте работать. Если такой возможности нет, придумайте себе интересное занятие, быть может, вспомните о какой-то своей неосуществленной мечте и попытаетесь теперь ее осуществить.• Сосредоточьтесь на том, что вам интересно. В любом возрасте надо иметь свою путеводную звезду.
• Старайтесь достигать заветной цели либо в масштабах всей жизни, либо делать это поэтапно, и сама жизнь будет вас вести. Когда идешь к цели, здоровый страх не справиться должен быть. Но надо на пути все время как бы загонять себя в угол, ставить в такие ситуации, когда обратный ход уже невозможен. Например, взяли деньги на проект и начали тратить… Все, после этого только вперед! Потом и страх уходит. Я имею ввиду страх, парализующий волю.
• И еще раз: придерживайтесь здорового образа жизни. Вот вам афоризм от меня: здоровье – единственное, что дается нам свыше и губится нашими собственными руками. Мы часто относимся к нему, как дети к дорогой игрушке – ковыряют в ней гвоздиком, чтобы посмотреть, как она устроена внутри. И ломают ее. Но мы уже далеко не дети. И должны понимать, что здоровье – самое главное в жизни.