Я сижу в небольшой комнате. Шторы задернуты, горит настольная лампа. Передо мной телефон, журнал и несколько папочек, куда собрана самая ценная информация всех поколений волонтеров молодежного телефона доверия. Напротив – шкаф, снизу до верху уставленный журналами, исписанными консультантами, которые посменно работали в этой самой комнате много лет.

+7 (863) 237-48-48 анонимность | понимание | участие
Эта комната – святая святых молодежного телефона доверия, до первого дежурства в нее не просто заходить нельзя, даже её расположение держится в строжайшем секрете. Там, за дверью, идет сложнейший процесс – помощь человеку, находящемуся в сложной ситуации. Там слушают и слышат человека, нуждающегося в поддержке, не знающего, что делать. 

Свое первое дежурство после программы подготовки я помню до сих пор, хотя с тех пор, как я работала волонтером на телефоне доверия, прошло 15 лет. 

…Сказать, что я боюсь момента, когда раздастся звонок, – ничего не сказать. Я одновременно хочу, чтобы телефон зазвонил, и думаю о том, чтобы этого не произошло как можно дольше: смогу ли я понять, поддержать, помочь?

И вот он звонит, телефон.

Подавляю желание схватить трубку. По инструкции жду третьего звонка. Через несколько секунд я пойму, для чего эта пауза. Она нужна не только мне, но и моему собеседнику: собраться с мыслями, решиться, заговорить.

– Молодежный телефон доверия. Слушаю вас, – именно с этой фразы начинается разговор. Не «здравствуйте», «добрый день», «алло», а именно «слушаю».

Недолгое молчание с другой стороны, а потом робкое:

– Здрасьте. А говорить с вами? – в этот момент все становится на свои места.

Наш разговор длится чуть больше десяти минут. Девятиклассница столкнулась с непониманием сверстников при отстаивании своей позиции. 

– Как хорошо, что вы не взрослый, они не понимают, что для меня это важно, – говорит она в конце нашего разговора. Эти же слова я услышу от многих моих собеседников, с кем мне предстоит поговорить за 350 часов, которые я должна отдежурить в соответствии с договором…

Молодежный телефон доверия существует с 1995 года. Оказывает психологическую и информационную поддержку подросткам, молодежи и всем нуждающимся, принимая несколько тысяч обращений в год. Консультантами МТД становятся волонтеры, прошедшие специальную программу подготовки.

Помимо тайны консультационной комнаты и телефонных звонков, сам факт волонтерской деятельности в качестве консультанта телефона доверия является секретом. К тому же после прохождения программы обучения нужно выбрать себе псевдоним. 

Переступая порог консультационной комнаты, я становилась Светланой. Убедилась на собственном опыте: с псевдонимом легче включиться в работу, настроиться на волну незнакомого собеседника. 

Сообщить о своей работе можно было только близким. Мне, например, пришлось рассказать о том, что я работаю на телефоне доверия, хозяйке квартиры, у которой я снимала комнату. Так как дежурства я совмещала с учебой, они у меня были в основном ночные. Хозяйка моя ни на минуту не поверила в историю о работе во имя благого дела, и уже после второго ночного дежурства, получив массу нелестных определений в свой адрес, я искала себе квартиру. Но и с этим мне помогли на телефоне, потому что это сообщество неравнодушных людей с очень мощной системой поддержки.

Начав дежурства, консультант не остается один на один с работой. Есть обязательные мероприятия: групповые и индивидуальные супервизии, балинтовские группы (исследовательско-обучающие семинары), а также интересные неформальные встречи. Супервизии – это ежемесячные специальные консультации профессиональных психологов для волонтеров. Во время этих консультаций разбираются сложные вопросы из практики и жизни самого консультанта.

Есть еще одна традиция у телефона доверия – собирать на юбилейные даты волонтеров прошлых лет. Нас много – уже более пятисот. Радостно и удивительно было встретить на десятилетии тех, с кем очень часто встречалась в городе, не зная, что они тоже волонтеры телефона доверия: сотрудников библиотеки, журналистов, общественников, психологов, преподавателей... 

Сегодня телефон доверия по-прежнему существует только благодаря волонтерам и на средства спонсоров. Здесь с радостью примут любую помощь и оценят ваше участие. Подчеркиваю: помощь нужна любая. Может быть, кто-то сможет взять на себя взаимодействие с вузами и организацию административной работы, кто-то займется продвижением и связями с общественностью, кто-то возьмется за поиск спонсоров…

Поверьте, даже тем, кто не знает, чем может помочь, здесь найдут к чему приложить свои силы. 

В следующем году телефон доверия будет отмечать двадцатипятилетие. Уверена: на этой встрече увижу тех, кто, прочитав этот материал, решит пополнить ряды волонтеров.

Светлана,
консультант молодежного телефона доверия