Не один миллиард рублей необходим администрациям сельских поселений Ростовской области для того, чтобы документально оформить все учтенные на данный момент гидротехнические сооружения. Но у сельских поселений денег на это нет, и вряд ли в обозримой перспективе они появятся. А областной и федеральный бюджеты подобное финансирование на себя брать не будут – не их полномочия.

Вот так сегодня выглядит большинство земляных перемычек, получивших по закону высокий статус гидротехнических сооружений.

ГТС как яблоко раздора

Большинству жителей сельской местности очень хорошо известна и сама аббревиатура – ГТС, и вся история создания этих сооружений. В пятидесятые годы – в бытность колхозов и совхозов – их строили хозспособом для собственных нужд без проектов и документов. Надо было где-то сельхозтехнике овраг переехать – делали насыпь. Надо было для хутора пруд создать, чтобы было где летом детворе искупаться, скотину напоить, а то и рыбки половить, – перегораживали ручей, запускали малька – вот вам и ГТС. Они не значились ни в каких имущественных перечнях бывших колхозов, ни в реестрах земельных комитетов, не были обозначены даже на местных картах районов.

Когда в начале двухтысячных развалились последние колхозы, то практически все ГТС оказались попросту бесхозяйными, и о них забыли. Но в 2008 году в ФЗ № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» были внесены изменения, в соответствии с которыми высокий статус гидротехнического сооружения получила любая запруда, любая насыпь между прудами. По закону у каждого такого объекта должен быть собственник, который и будет его содержать, отвечать за эксплуатацию и безопасность близлежащих населенных пунктов. Сельские администрации обязали взять «перемычки и насыпи» на баланс.

Оформление документов только на одно ГТС обходится примерно в один миллион двести тысяч рублей.

Что для администрации сельского поселения – неподъемная ноша, тем более, когда денег не хватает на пешеходные дорожки, уличное освещение, ремонт домов культуры. А если таких ГТС на территории поселения более десятка? Тем более, что документ на ГТС через некоторое время придется обновлять, а, значит, снова выкладывать денежки из бюджета. Потому что Ростехнадзор разъяснил главам администраций, что при проведении преддекларационного обследования любого ГТС будет присвоен только III класс опасности, что предполагает декларирование этих объектов каждые 3-5 лет.

Сегодня у многих глав администраций сельских поселений имеются на руках решения судов о необходимости декларирования ГТС. При этом всем ясно: большинство так называемых ГТС сегодня не несут никакой угрозы для сельских жителей, для посевов. Это обычные земляные перемычки, которые разделяют давно пересохшие пруды, являются переездами через овраги и балки, по которым и ручьи-то уже не текут. И таких ГТС, на которые необходимо оформлять бумаги, по области насчитали около тысячи.

 

Штраф, суд,
замкнутый круг

В собственности администрации объединенного сельского поселения Егорлыкского района целых 10 ГТС.

– На каждое, в том числе и на дорожку для перегона скота, которого уже практически не осталось, администрация поселения должна получить разрешение на эксплуатацию, разработать Декларацию безопасности гидротехнического сооружения – она готовится исключительно за счет средств местного бюджета, внести объект в Российский регистр ГТС, разработать Правила эксплуатации, согласовать их с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гид­ротехнических сооружений; разработать проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехничес­ких сооружениях; провести обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения. И все это мы обязаны сделать по решению Егорлыкского районного суда. А инициировала дело районная прокуратура, – рассказал свою историю глава поселения Юрий ­ЛИПЧАНСКИЙ.

Стоимость работ по изготовлению требуемых документов по эксплуатации и декларированию ГТС, находящихся на территории поселения, составляет 4250 тысяч рублей! А собственные доходы по плановым показателям на 2017 год составили 5310 тысяч рублей. Выполнить решение Егорлыкского районного суда за счет собственных средств у администрации нет возможности. На обращение в Правительство Ростовской области получен ответ: ни из федерального, ни из областного бюджетов на оформление ГТС средства не выделяются. Местные депутаты, люди практичные и рассчитывающие траты поселения до копейки, утверждая годовой бюджет, никогда не проголосуют за то, чтобы все, что имеют, потратить на бумаги. Не во всех хуторах Объединенного сельского поселения есть центральное водоснабжение, не все газифицированы, необходим ремонт тротуаров, сельского Дома культуры, есть и другие нерешенные вопросы. Поэтому такая трата, уверены селяне, нерациональна и неэффективна. Но через время судебные приставы потребуют 50 тысяч штрафа за неисполнение решения суда. Получается замкнутый круг.


На первое января нынешнего года в муниципальных образованиях Ростовской области находятся более тысячи ГТС. В муниципальной собственности – 876 единиц, в собственности физических и юридических лиц – 308 единиц, 80 единиц не имеют собственника или собственник неизвестен.

Проблему их «паспортизации» надо решать. Совет муниципальных образований Ростовской области предлагает создать областную межведомственную комиссию по вопросам ГТС с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, и представителей муниципальных образований для проведения мониторинга состояния ГТС и определения их реального класса опасности. По результатам обследования список объектов может сократиться в десятки, а то и в сотни раз. Соответственно – сократится и финансирование на оформление документов. Параллельно необходимо внести изменения в региональную Программу по «Обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в Ростовской области», чтобы предусмотреть выделение средств муниципальным образованиям на подготовку деклараций по безопасности ГТС. И тогда реально опасные объекты, требующие ремонта, на вполне законных основаниях смогут войти в эту Программу.

Еще одна задача для комиссии: с участием представителей комитета Законодательного собрания Ростовской области по аграрной политике, природопользованию, земельным отношениям и делам казачества, министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, глав муниципальных образований сельских поселений разработать предложения по внесению изменений в федеральный закон № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений». Ведь закон должен быть таким, чтобы его было можно выполнить.