Почему в одних городах и районах Ростовской области куб воды стоит 20-25 рублей, а в других – 80 рублей? Об этом шел разговор на совместном заседании Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области» и Совета Общественной палаты РО в Волгодонске.

При обсуждении выяснилось: тарифы – это лишь часть системной проблемы, которая заключается в том, что большинство организаций коммунального комплекса работают вне правового поля.

Первым шагом любой реформы ЖКХ является разработка схем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения. И уже на их основе рассчитываются тарифы.

По закону, заказчиками таких схем должны являться органы местного самоуправления. В 2012 году в стране, по инициативе Минстроя РФ, прошла кампания по разработке схем за счет федерального бюджета. Сроки были очень жесткими, единых требований к содержанию схем и перечню документов не было. И муниципалитеты сделали схемы водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения по своему усмотрению.

После того, как регионы отчитались перед Минстроем: схемы есть, вышел ряд постановлений, регламентирующих требования к этим документам. Вот и получилось: формально схемы есть, а требованиям закона они не соответствуют. Выходит, что схемы нужно менять. Но денег в местных бюджетах на это нет.

В результате, из 163 водоканалов Ростовской области на сегодняшний день только 3 имеют такие схемы инженерной инфраструктуры, которые отвечают требованиям законодательства и попадают под федеральные и областные инвестиционные программы. Из 135 предприятий теплоснабжения – только 2. Большинство же организаций коммунального комплекса Ростовской области работают вне правового поля и, соответственно, не имеют перспектив развития. А значит, и потребители их услуг не могут рассчитывать на адекватную тарифную политику.

Без схем ресурсоснабжения нельзя узнать фактические размеры потерь, реальное состояние сетей, необходимых для расчета технически обоснованных тарифов. 15 лет до 2012 года тарифы регулировались на муниципальном уровне, и очень часто величина их зависела от субъективных обстоятельств. Потом были приняты новые федеральные законы в сфере тепло– и водоснабжения, ввели понятие предельного роста тарифов. Эта методика «законсервировала» дисбаланс между тарифами в разных территориях.

А региональная служба по тарифам может только контролировать предельный уровень роста тарифов по отношению к «достигнутому уровню прошлых лет».

– Общественная палата рекомендовала министерству ЖКХ области инициировать корректировку схем водоснабжения и водоотведения во всех муниципалитетах, разработав «Дорожную карту» корректировки схем, – сказал председатель Общественной палаты Ростовской области Вячеслав Кущев. – А муниципалитетам при формировании бюджетов на 2020 год надо учесть расходы на эту работу.


На совместном заседании правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области» и Совета Общественной палаты Ростовской области обсудили поддержку программы «Всеобуч по плаванию», развитие территориального общественного самоуправления, вопросы тарифов на воду и тепло.


Луганцев.jpg

– А когда проблемная ситуация анализируется представителями власти и общественности, то это помогает и тем, и другим действовать более активно на благо развития территорий региона и повышения качества жизни наших граждан, – уверен председатель Совета муниципальных образований Евгений ЛУГАНЦЕВ.


КУЩЕВ.jpg

– Такой формат общения по общим направлениям работы позволяет решать неотложные проблемы, волнующие людей, – считает Вячеслав КУЩЕВ, председатель Общественной палаты Ростовской области. – Очень важно, что участники встречи предлагали конкретные решения.