
№327
от 17 окт 2019 г.
Дата публикации:
17 окт 2019 г.
Европейцы изучают в Ростовской области опыт по преодолению последствий конфликта в Донбассе
729
Фото/Видео: Елена Слепцова

Гости встретились с учеными и студентами Южного федерального университета, с представителями общественной организации «Союз женщин Дона» и других гражданских движений, политической партии «Яблоко», донскими журналистами.
Европейских активистов интересовал опыт Ростовской области по принятию и адаптации десятков тысяч беженцев в 2014 году. Они спрашивали: как была преодолена гуманитарная катастрофа, которая грозила захлестнуть и накрыть приграничный регион России, как большая волна? По их мнению, этот опыт уникален и может пригодиться странам, столкнувшимся с проблемами миграции.
Лето-2014: забыли о безопасной жизни
На Дону хорошо помнят те трагические дни, несмотря на то, что со дня начала боевых действий на юго-востоке Украины прошло более 5 лет.Многие поселки и станицы в приграничных районах Ростовской области оказались тогда под артиллерийским огнем, который вели конфликтующие стороны. Шальные снаряды разрушили не один мирный дом на российской территории. Пострадали поля с зерновыми посевами. Артобстрелы стали причиной лесных пожаров – в приграничье с Украиной были подожжены и сгорели огромные участки рукотворных сосновых лесов. Местным жителям пришлось тогда забыть не только о спокойной жизни, но и об элементарной безопасности.
Единоверцев-славян понимать легко
Но главная трагедия – беженцы, хлынувшие через государственную границу с украинской стороны. Ежедневно в Ростовскую область приезжали и приходили пешком от 5 до 12 тысяч человек. Уже к концу лета число беженцев перевалило за 50 тысяч. И всех надо было разместить, накормить, напоить, одеть и обуть – многие бежали из-под огня в чем были, даже не успев захватить документы.На плечи региона легла неподъемная ноша. И как ни удивительно, но Ростовская область выстояла. Пусть и не без помощи федерального центра.
Этот факт поражает европейских активистов, прибывших в Ростов из Германии, Франции, Бельгии. Эти страны также имеют печальный опыт приема беженцев, наводнивших в последние годы страны Европы. Потому живо интересуются: как удалось уговорить принимающую сторону, жителей Ростовской области, встретить нежданных гостей с таким гостеприимством?
А между тем уговаривать особенно никого не пришлось. Ведь даже после распада СССР родственные и дружеские связи жителей России и Украины сохранились. Потому большая часть прибывших – около 42 тысяч – была размещена в домах местных жителей. Люди впускали в семьи не только родню и друзей, но и совершенно незнакомых людей, пострадавших от вооруженного конфликта.
Сыграл свою безусловную роль и тот факт, что принимали единоверцев, соседей, близких по крови и ментальности.
Неоценимую помощь в размещении беженцев оказали многочисленные волонтеры – студенты, школьники, ставшие добровольными помощниками, работавшие с беженцами ежедневно и напрямую.
К усилиям региональных и районных властей активно подключились и представители общественных объединений, что в значительной мере облегчило ситуацию, ускорило адаптацию беженцев на новом месте, получение ими правового статуса.
Когда бои стихали, часть жителей ЛНР и ДНР возвращалась в родные места. Часть осталась в Ростовской области. Но были и такие, кто принял решение переселиться в другие регионы, удаленные от западных границ РФ.
Люди устали жить в напряжении
Иностранные активисты интересовались: как сегодня жители Ростовской области относятся к событиями на украинском Донбассе? Все так же горячо интересуются происходящим?Конечно, когда в нескольких десятках километров от наших городов и станиц идут бои, интерес к процессу сохраняется. Однако острота восприятия снизилась, люди откровенно устали от событий последних лет. Жить в постоянном напряжении, в ожидании худшего очень тяжело.
Хотя появилось и некоторое трение между местными старожилами и приезжими с Украины. Например, недовольство донских жителей вызвал тот факт, что бюджетные места в ЮФУ зачастую достаются украинским абитуриентам – в ущерб российским. В результате грамотные юноши и девушки из небогатых российских семей, родители которых не в состоянии оплатить обучение, лишаются доступа к бесплатному высшему образованию.
Жители приграничных районов Ростовской области были также не слишком довольны щедрой помощью, которую российские власти оказывали беженцам – на фоне весьма скромной жизни и проблем местных. Люди говорили: «Надо больше думать о своих, чем о чужих».
В свою очередь у украинских мигрантов порой возникают проблемы с российской миграционной службой, коррумпированные представители которой зачастую затягивают выдачу паспортов тем, кто уже в течение нескольких лет проживает на территории России, но до сих пор не имеет статуса.

Позицию гражданского общества Ростовской области одной фразой выразила представитель «Союза женщин Дона» Валентина ЧЕРЕВАТЕНКО: «Мы – за людей, а не за территории».
О «мостах дружбы»
Если учитывать постоянную двустороннюю «промывку мозгов», то ситуацию можно оценивать как предвоенную, считают аналитики ЮФУ. Практика показывает, что противостоять информационным войнам могут только «мосты дружбы», которые снижают напряжение в гражданском обществе.Многочисленные поездки представителей «Союза женщин Дона» на Украину подтверждают: среди рядовых украинцев нет ненависти к россиянам. Гости из России не раз бывали в Киеве и других украинских городах, спокойно общались с местными на русском языке и их безопасности ничто не угрожало.
Участники встречи считают: чем больше будет прямых неформальных контактов между гражданами России и Украины, тем скорее разрядится обстановка между нашими странами.
НЕОЖИДАННОЙ и интересной оказалась оценка ситуации студентами кафедры конфликтологии и национальной безопасности ЮФУ. Они рассказали: когда начался конфликт, они были подростками и не слишком разбирались в том, что происходит. Потому их реакция на конфликт была простой и искренней: они не искали виновных, а просто жалели украинских сверстников, волею политиков лишившихся родины, крова, мирной жизни. Студенты и сегодня не берутся судить, кто прав, кто виноват. Но твердо знают: война – это плохо.
Позицию гражданского общества Ростовской области одной фразой выразила представитель «Союза женщин Дона» Валентина Череватенко: «Мы – за людей, а не за территории».

