Судьбой речки Аксай журналисты «НВ» заинтересовались после коллективного письма в «Наше время» жителей аксайских улиц Лермонтова и Набережная. Потом были тревожные звонки на бесплатный телефон редакции…

Люди выражали беспокойство в связи с обилием судов в речке Аксай и примыкающей к их домам протоке. Как все это сказывается на состоянии экологии? Да и на берегу не все в порядке: к домам на этих улицах нет проезда ни для «скорой помощи», ни для авариек, на улицах нет освещения…

По суше и по воде мы изъездили и исходили всю округу. Многое из увиденного и услышанного отразили в материалах «Аксай: спасать надо не только речку…» (№ 200), «Жители улицы Лермонтова в Аксае числятся горожанами, а живут как в глухой деревне» (№ 269) и других публикациях. 

Реакция аксайского градоначальника Александра Агрызкова последовала сразу же. Он несколько раз встречался с жителями прибрежных улиц. На эти встречи приглашал и журналистов. При обсуждении острых тем каждый имел возможность высказаться о существующих проблемах и возможных путях их решения. 

Что ж, докладываем: часть из них уже решена. Если конкретно, в районе улицы Лермонтова на нечетной ее стороне скосили траву, убрали мусор, установили девять ламп уличного освещения, ломом асфальтобетона засыпали участок уличной дороги в шестьсот с лишним метров. Установили дорожные знаки. 

Что с коммуникациями, в частности, с подводом на нечетную сторону улицы Лермонтова воды? В мэрии заверили, что монтаж в водопроводной сети труб большего диаметра предполагается провести до первого июля следующего года. Порадуемся вместе с жителями, если это случится раньше. 

Чего к этому сроку, к сожалению, не случится точно, так это углубления проезда под железнодорожными путями (из-за малой высоты тоннеля на нечетную сторону улицы Лермонтова могут проезжать только легковушки). Мэрию из ОАО «РЖД» проинформировали (а она – нас) «об отсутствии технических возможностей для проведения данных работ». Будем считать, однако, этот ответ промежуточным: скоро подморозит, и высота тоннеля из-за ледяных глыб (здесь постоянно течет ручей) может так поубавиться, что даже легковушки не проедут. 

– В мэрии стали обсуждать с нами варианты решения наших проблем, – говорит Юрий АНТОНОВ, житель одного из домов нечетной стороны улицы Лермонтова. – Это хороший признак.ё
– В мэрии стали  обсуждать с  нами  варианты  решения  наших  проблем, – говорит Юрий АНТОНОВ, житель одного из домов нечетной стороны улицы Лермонтова. – Это хороший признак.

Жители рассказывали и нам, и своему градоначальнику, как в прошлые зимы дневали с ломами в тоннеле, сбивая наледи. Не хотелось бы повторений таких «подвигов». Нет пока ясности также по поводу установки шумозащитных экранов со стороны железной дороги: магистраль вблизи домов очень оживленная, локомотивы круглые сутки подают сигналы.

Неясно все и с обстановкой в протоке Аксая. Мэрия деликатно пересказала редакции ответ, полученный из министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области: «На момент проведения осмотра основания для привлечения к административной ответственности отсутствовали, фирма (ООО «БОФ-РМ) осуществляет деятельность на акватории протоки Аксай в рамках договора водопользования для размещения плавательных средств». Сам ответ из министерства в аксайскую мэрию, однако, был куда более говорящий. И его стоит привести. Ведь редакции из этого ведомства отвечали иначе.
 
В мэрию сообщили о том, что хозяйственники по отношению к экологии чуть ли не паиньки: ежеквартально представляют результаты наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, негативных воздействий на водный объект не фиксируется; на момент осмотра плавательные средства размещены в границах, установленных договором пользования. А что касается строительства причала, то оно приостановлено, по информации минприроды, «из-за отсутствия средств». 

Вспомним, что накануне из минприроды ответили редакции: «В ходе проверочных мероприятий исполнения условий водопользования, проведенных министерством, в том числе по материалам Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры, установлены нарушения требований Водного кодекса Российской Федерации. 

Когда материал уже стоял на полосе, нам позвонили читатели: в проезде под железной дорогой впервые начались ремонтные работы. Заделывают трещины, подкрашивают... (фото со смартфона).
Когда материал уже стоял на полосе, нам позвонили читатели: в проезде под железной дорогой впервые начались ремонтные работы. Заделывают трещины, подкрашивают... (фото со смартфона).

На ООО «БОФ-РМ» за самовольное увеличение площади акватории водного объекта наложен штраф 50 тысяч рублей, внесено представление. Такие нарушения не носят систематического характера, поскольку связаны с количеством и размером пришвартованных судов на определенную дату. Факты нарушений водопользования ООО «БОФ-РМ» Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой были зафиксированы во временные промежутки, отличные от проводимых министерством рейдовых мероприятий».

О выявленных нарушениях, заметим, сообщала и прокуратура Аксайского района. «БОФ-РМ» – не единственная фирма, которая хозяйствует в протоке реки Аксай. Других наказывали тоже. 

Местные жители пообещали нам, что будут «страховать контролеров» (когда у тех с проверками «временные промежутки»). Причем страховать не только с помощью сигналов своему мэру (благо контакт с ним наладился), писем в редакцию и звонков на наш дежурный телефон. Пока мы ходили на лодке по речке Аксай, затем сверяли на берегу ответ горадминистрации с реальной обстановкой, «лермонтовцы» и соседи с близлежащих улиц через «Авито» заказали… дрон. На нашем сайте вы можете с высоты птичьего полета увидеть, что изменилось за последнее время, а что – не очень.



Продолжаем следить за ситуацией.