Возраст – не помеха для получения дополнительного образования

Тем более что такое образование предусмотрено во всех национальных проектах. В нашем регионе в рамках национального проекта «Демография» действует проект «Старшее поколение», благодаря которому предпенсионеры и пенсионеры могут повысить квалификацию либо пройти подготовку или переподготовку и продолжать трудиться, невзирая на возраст. 

– Медиа, Интернет, знания 1С: Бухгалтерии, процессы цифровизации во всех сферах экономики и бизнеса, автоматизация требуют постоянного обновления знаний, – говорит начальник управления дополнительного образования Донского государственного технического университета кандидат технических наук, доцент Людмила АЛЕКСЕЕНКО.

СЕГОДНЯ ДГТУ – не только опорный вуз, но и, можно сказать, опорный центр дополнительного образования с обучением по 86 видам профессий и более 300 дополнительным образовательным программам. К примеру, в день моей беседы с Людмилой Николаевной в аудиториях университета возрастные студенты одновременно обучались на лифтера, слушали курс по олигофренопедагогике, психологии, сексологии, 1С: Бухгалтерии, цифровой экономике. Причем для того, чтобы получить знания в той или иной профессии, человеку вовсе не обязательно ехать в Ростов – по всей области ДГТУ организованы образовательные точки. В этом году в ДГТУ получили дополнительное образование более 10 тысяч человек, из них – около 2 тысяч предпенсионеров.

ЧТО ВЫБИРАЮТ для себя студенты «третьего возраста»? Прежде всего, они хотят получить знания в тех профессиях, о которых когда-то мечтали, но в свое время по каким-то причинам не смогли ими овладеть. Допустим, многие женщины обучаются швейному делу. Некоторые хотят открыть швейную мастерскую, чтобы конструировать модели одежды. Одна из студенток уже осуществила эту мечту. 

Есть среди обучающихся те, кто, потеряв квалифицированную работу, пошел трудиться мастером чистоты, а сейчас осваивает бухгалтерскую программу 1С, чтобы работать в сфере бухгалтерии и подняться по социальной лестнице по уровню зарплаты. Кстати, обучение по программе 1С популярно как у тех, кто знает бухгалтерию, так и у только приступивших к ее изучению. Отучившись, пенсионер может работать бухгалтером в небольших фирмах даже дистанционно. Популярно и направление графического дизайна, несмотря на то что эта программа требует специальных знаний. 

Среди рабочих профессий многие слушатели выбрали профессии оператора котельной, лифтера. Большим спросом пользуется специальность «социальная работа». Особенно среди предпенсионеров из сельской местности, где не хватает соцработников. Встречаются слушатели, которые хотят просто расширить свои знания. Что тоже неплохо. 

– Люди учатся охотно, – рассказывает Людмила Николаевна. – Чтобы их качественно обучить, нужно давать самые современные знания и применять индивидуальный подход к каждому слушателю. Сейчас учиться ради диплома непрестижно. Престижно все-таки получать знания. Люди понимают, что от знаний зависят заработок, социальный статус.

Людмила Алексеенко отмечает, что в перспективе будут развиваться навыки цифровой экономики. Людям предпенсионного возраста это направление дается нелегко. Им стыдно признаться, что они чего-то не понимают. Преподаватели стараются их разубедить, объяснить, что все можно понять и освоить. Повышение цифровой грамотности среди предпенсионеров и пенсионеров сейчас очень актуально. Учиться можно бесплатно, и в итоге – продлить «третью трудовую молодость».

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ДОПОБРАЗОВАНИЕ?

• Если вы пенсионер или попадаете в группу предпенсионного возраста (не раньше чем за пять лет до наступления пенсии), то вам нужно обратиться в центр занятости по месту жительства, – комментирует Людмила АЛЕКСЕЕНКО. – Здесь, согласно перечню профессий, выбираете специальность, которая вам нравится, по которой можете обучиться.

• Людям с высшим и среднетехническим образованием в центре занятости могут посоветовать пройти либо курсы повышения квалификации, либо переподготовку. Тем, у кого среднетехническое образование, порекомендуют переподготовку по рабочим профессиям. Перечень профессий достаточно широкий.

• Если выбранная вами профессия соответствует знаниям, полученным вами в свое время, тогда вы предоставляете центру занятости пакет документов: паспорт, СНИЛС, медицинскую справку о состоянии здоровья (в случае выбора вами профессии, к примеру, охранника). На основании документов составляется соответствующий договор. С этим договором вы приходите в управление дополнительного образования ДГТУ, где вам расскажут, как устроен процесс обучения.

• Если вы ошиблись в выборе программы обучения, то можете изменить свой выбор. Все устраивает – становитесь нашим студентом.

• Учеба (в зависимости от программы обучения) занимает от одного до трех месяцев.  Время обучения слушателей разное. Предпенсионеры учатся, как правило, в вечерние часы. Кроме того, предпенсионеры получают пособие в виде стипендии в размере 11 500 рублей в месяц. Если же слушатель занимался две недели, то он, соответственно, получает половину стипендии. 

• Предпенсионеры обучаются бесплатно. Их обучение оплачивает государство через центр занятости.

Студенты «третьего возраста» охотно осваивают новые компьютерные программы по бухгалтерскому учету.
Студенты «третьего возраста» охотно осваивают новые компьютерные программы по бухгалтерскому учету.

А как у них?

В нашей стране дополнительное образование получило развитие еще в советские времена, а сегодня, с активным участием в нем людей зрелого возраста, переживает второе рождение. Но, оказывается, не одни наши пенсионеры умные. В США и Европе у людей «третьего возраста» тоже есть возможность получить новые знания. 

Исследователь дополнительного образования взрослых за рубежом доктор педагогических наук, профессор Анна МИТИНА в одной из своих статей отмечает, что в последние годы доминирующей тенденцией в обучении пожилых людей является стремление к самостоятельности. С одной стороны, этот тезис связан с активностью пожилых людей, с другой – самостоятельность в принятии решений является прямым следствием сокращения расходов на социальные нужды в европейских странах в начале восьмидесятых годов XX века. 

В самом деле независимость человека связана сегодня с постоянным интеллектуальным и профессиональным ростом. «В случае с пожилыми людьми, – пишет Анна Митина, – это означает обогащение личности за счет приобретения нового жизненного опыта. Образование взрослых в пенсионном возрасте в основном не ориентировано на получение новой профессии или обеспечение лучшего трудоустройства».

Основная цель дополнительного образования – личностное развитие, общение людей, сохранение активной жизненной позиции.

Идут занятия по программе дополнительного профессионального обучения «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».
Идут занятия по программе дополнительного профессионального обучения «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

В европейской системе обучения две модели образовательных учреждений для возрастных людей. Первая – интегрированная, когда молодые и пожилые студенты обучаются вместе. Вторая – когда обучение пожилых людей происходит отдельно в университетах «третьего возраста». Такая модель распространена в Великобритании, Новой Зеландии и Австралии. В таких университетах пенсионеры учатся по специально разработанным учебным программам. В методах и формах обучения есть свои особенности. Наиболее распространенной формой являются дискуссии, диалоги, экскурсии и практические занятия. 

В Японии специальные занятия для пожилых людей стали проводить в 60-х годах прошлого века. 

В Финляндии более шестидесяти лет действуют народные университеты, которые принимают всех желающих, в том числе предлагают специальное образование пожилым людям. В рамках народных университетов организуются академии для пожилых людей. Кстати, у нас они есть тоже.

В Дании и Швеции обучением пожилых людей также занимаются народные университеты. В Дании университеты для пенсионеров финансируются частными лицами, министерством, а также местными властями.

Многие организации, занимающиеся обучением взрослых в Голландии, сотрудничают с промышленными предприятиями и сферой услуг, целью которой является улучшение качества жизни пожилых людей. 

В западных странах университеты «третьего возраста» получают все большее развитие. Впрочем, и в нашей стране образование для пожилых набирает обороты.

Инвестируйте в себя

В свое время Марина БОТКИНА окончила химфак Ростовского государственного университета (ныне ЮФУ). Умную перспективную выпускницу взяли инженером-технологом в Ростовский НИИ радиосвязи, где она работает и сегодня. Когда в НИИ ей предложили получить дополнительное профессиональное образование, она согласилась. Знакомые удивились: «Боткина, тебе это надо?» «Мыть подъезды на пенсии – не лучший вариант», – ответила она. Нет, она, конечно, ничего не имеет против того, чтобы мыть подъезды, но если тебе дается шанс получить новую специальность, почему бы им не воспользоваться? Она воспользовалась. 

– У меня не было сомнений по поводу того, учиться дальше или нет, – рассказывает Марина. – Поэтому, когда я пришла на установочную лекцию в управление дополнительного образования Донского государственного технического университета, очень быстро определилась в специальности. Выбрала бухгалтерию.

Учиться было интересно. Помимо цифрового дистанционного обучения были установочные лекции, а также практические занятия с разбором конкретных примеров бухгалтерского учета, аудита, изучение соответствующих статей из финансового, банковского законодательства. 

Уровень подготовки слушателей был разный. Были те, кто начинал изучать бухгалтерию с нуля, и те, кому просто не хватало знаний. Но у всех было стремление учиться.

«Люблю обучаться», – признается Марина. Благодаря дочери, которая участвовала в конкурсах и форумах рекламы индустрии красоты, выучилась на визажиста. Тренировалась на подругах – делала им макияж. И сейчас, если они к ней обращаются, раскладывает на столике косметику и… начинается волшебство.

При покупке косметики внимательно изучает ее состав на этикетке. Обмануть ее, расхваливая тот или иной крем или помаду, невозможно: английский язык Марина знает отлично. Изучила его на курсах иностранных языков еще студенткой, потом занималась переводами.

– Не будем скрывать, с возрастом найти работу проблематично, – говорит Марина. – Всем предпенсионерам я бы пожелала вкладывать инвестиции в себя. Прежде всего, в новые знания, которые смогут обезопасить ваше финансовое будущее, изменят ваш формат жизни и не позволят прозябать дома у телевизора. Я прошла обучение по программе дополнительного профессионального образования «Бухучет, анализ и аудит». Получила диплом. Думаю, он мне очень пригодится.

А еще у Марины двое детей и двое внуков. Для них она – активная «молодая бабушка», которую старость дома не застанет.