Главная проблема во взаимодействии инвалидов и общества - в неконструктивном восприятии обществом людей с инвалидностью. Большинство чиновников воспринимают инвалидов исключительно как просителей, которым вечно хочется чего-то «халявного».

Проблема доступности общественных пространств для людей с инвалидностью актуальна во всём мире. В той или иной мере, все страны эту проблему решают с середины прошлого века. В нашей стране к созданию комфортных условий для маломобильных граждан приступили лишь в XXI веке. Была разработана федеральная государственная программа «Доступная среда», в которой прописали полное обустройство окружающего пространства к особым потребностям инвалидов.

Главной целью проекта стало не просто обратить внимание общества на необходимость создания нормальной во всех смыслах жизни для людей с повышенными потребностями, а создать реальную возможность людям с инвалидностью максимально комфортно передвигаться по улицам, пользоваться общественным транспортом и попадать в нужные им объекты. 

И вот инициативная группа неравнодушных жителей Ростова-на-Дону провела выездную проверку того, как внедряется в повседневную жизнь «Доступная среда».

Инициатором выездной проверки стал председатель правления РОО «Фемида» Леонид Прокопьев.  В команду не просто  неравнодушных, а понимающих проблему «изнутри» инспекторов вошли  инвалиды-колясочники Валерий Фоменко и Пётр Николаенко.  К ним присоединился главный эксперт АНО РЭЦ «Жизнь без границ»  Евгений Скилиоти и я - член  регионального общественного совета партийного проекта «Единой России» «Единая страна – доступная среда» в Ростове-на-Дону Михаил Андроник. Оборудованный для перевозки пассажиров в инвалидной коляске микроавтобус предоставила транспортная компания «Милосердие».


Проверку начали «от порога». В буквальном смысле. Активный участник акции, параспортсмен, член Всероссийского общества инвалидов Валерий Фоменко продемонстрировал «комфортность родного двора» и придомовой территории.  Выход со двора на тротуар сквозь створки тяжелых ворот. А сразу за воротами - колея в асфальте. И приходится человеку решать задачку — как не заехать малым колесом в канавку, ведь коляска может и перевернуться.

Однако, выехав на тротуар, Валерий не может просто пересесть с коляски в автомобиль — слишком высокий бордюр не позволяет ему выполнить простую и привычную для любого человека операцию. Ему приходится съехать с тротуара и несколько метров пройти по проезжей части улицы, лавируя среди едущих автомашин. И вот такой, истинно тернистый путь, человек проделывает каждый раз, когда ему нужно  выйти в магазин, в аптеку или на тренировку в спортзал поехать. Риторический вопрос чиновникам: «Почему человек вынужден выбирать проезжую часть улицы, а не пользоваться как все  безопасным тротуаром?» 


Далее, общественники проверили, может ли человек с поражением опорно-двигательного аппарата самостоятельно и комфортно воспользоваться остановочным павильоном городского транспорта в районе Центральной городской больницы. 

Оказалось — не может. Приехавшему городским транспортом инвалиду-колясочнику перейти на тротуар, выйдя из автобуса не позволяют слишком высокие бордюры. Он решает пройти по проезжей части дороги до пешеходного перехода в надежде на то, что там уж точно есть пологий въезд на тротуар. Но не тут-то было. Угол наклона съезда с тротуара настолько большой, что при подъёме коляска реально может опрокинуться. Человек должен «сгруппироваться» перед подъёмом на крутой пандус, если планирует самостоятельно пройти на тротуар. Точно так же и для того, кто идёт с тротуара на  пешеходный переход, этот пандус опасен тем, что ускорение при съезде может оказаться слишком большим. Если, к примеру,  у человека плохо работают руки, он не сможет притормаживать...

Прохожий, наблюдавший за попытками преодолеть пандус, произнёс замечательную фразу: «Это невероятное хамство со стороны тех, кто должен создавать доступную среду в городе». А другой добавил: «Все мы под Богом ходим, и никто не застрахован от того, чтобы  попасть в сообщество инвалидов».

Вывод общественников прост: добраться на инвалидной коляске до больницы — это пройти настоящее испытание. Ни пешеходные тротуары с ямами, ливнёвками и просто сдвигами тротуарной плитки по всей ширине, ни съезды с них не учитывают требований доступной среды, создавая трудности для передвижения по ним человека с поражением опорно-двигательного аппарата.

Схожую картину уже в другом районе города активисты увидели и на остановке трамвая. На улице, которая уже была реконструирована, в районе остановки по-прежнему сохранились слишком высокие бордюрные камни. И не было ни одного пологого съезда с тротуара.

Нет, никто не говорит, что исполнение государственной программы «Доступная среда» полностью провалено. Нельзя не заметить, что работа проводится. Есть и съезды с тротуаров на проезжую часть, соответствующие СНИПам, и транспорт низкопольный работает на городских маршрутах. Однако много  и случаев, когда бюджетные средства, направленные на создание комфортной среды для всех жителей города, потрачены неэффективно. Остаётся надеяться, что в дальнейшем при формировании перечня работ и списка объектов, из которых будет создаваться доступная среда, чиновники будут учитывать и рекомендации от сообщества людей с инвалидностью.



Михаил Андроник