Почему взрослые дети проявляют к родителям преклонного возраста равнодушие, а некоторые вообще стараются определить их в казенные учреждения доживать свой век? 

Учитель истории и обществознания ростовской средней школы № 92 Светлана Погоржальская считает, что чаще всего причиной этого является неумение родителей выстраивать отношения со своими детьми. 

Светлане – 44. Десять лет назад она поступила на заочное отделение факультета регионоведения Южного федерального университета. Когда один из преподавателей спросил возрастную студентку, зачем ей это надо, ответила: «Чтобы понимать своих детей». Факультет выбрала не случайно: регионоведение – междисциплинарный курс. География, математика, политология, социология, экономика и другие нужные и важные предметы. Теперь в разговоре с сыновьями Светлана может подхватить любую тему. Такие беседы учат слышать друг друга. В отношениях поколений это очень важно. Вообще Светлана говорит, что об этом надо задумываться, когда дети еще маленькие. И тут важен личный пример родителей:

– Когда я была маленькой, они были не просто папа с мамой, а настоящие друзья. В детстве очень важно, чтобы у тебя были настоящие друзья, которым ты можешь доверить самое-самое… Родители меня во всем поддерживали. Я до сих пор благодарна им за то, что они дали мне в определенном смысле свободу выбора.

Мама Светланы очень хотела, чтобы дочь стала переводчиком. А она после школы пошла учиться на экономиста, стала работать в банке. Потом поступила на истфак Ростовского пединститута. Родители не противились.

– Я хотела учиться, – признается Светлана. – Передо мной был пример моей мамы. В детстве я ночью выходила попить воды и видела, как мама сидела за конспектами, будучи уже взрослым человеком. Она и сегодня готова обучаться. Надо было освоить компьютер – освоила. И для меня вопрос о том, продолжить или нет образование, не стоял. Причем училась я, учились дети. Они – в школе, я – в университете.

Оба сына Светланы учатся на физфаке ЮФУ. Один посвятил себя электронике, другой – радиофизике. Они выбрали свой путь. И уже она поддержала их выбор, как в свое время родители поддержали саму Светлану в ее выборе профессии. 

Светлана Владимировна старается находить общий язык со своими учениками:

– Их тоже надо учиться понимать, уметь услышать. Вспомнить себя в их возрасте. Я заметила: если на просьбу ребенка скажу: «Нет», то в ответ получаю: «Нет». Если говорю: «Да», слышу – «Да». Я это называю игрой в эхо. И в этой игре надо уметь находить компромиссы.

Бывает, родители спрашивают Светлану: что делать, если не складываются отношения с собственными детьми? Тогда она задает им вопрос: знают ли они, чем живет их ребенок, какую музыку слушает? Мало кто из родителей может назвать, к примеру, имя Тимы Белорусских. Между тем сегодня это самый популярный у подростков певец. 

– Для начала родителям нужно познакомиться со своими детьми, а потом дети познакомятся со своими родителями, – говорит Светлана.

– А что делать, если не всегда получается?

– Искать варианты. Не давать накапливаться негативу в отношениях. Часто конфликты у родителей с детьми возникают в старших классах. Известная история – выбор родителями профессии для ребенка. Помню в день выпускного в школе одна из учениц объявила: «Мам, пап, я не стану поступать в вуз – буду делать свадебные прически». Все, естественно, были в шоке. Зато сегодня бывшая выпускница – мастер экстра-класса в салоне-парикмахерской. Делает замечательные свадебные прически. Счастливый человек – тот, у кого есть право выбора. Не чье-то решение должно определять его судьбу, а решение самого ребенка. Как-то я поинтересовалась у таких родителей, которые заставляли сына идти в медицину: они – врачи, у них – династия? Нет. Просто врачи, считают родители, хорошо живут.

Многие родители потом слышат от повзрослевших детей: «Это по вашей вине я не стал тем, кем хотел». Понятно же, что нет ничего хуже нелюбимой работы. Это трагедия для человека. 

Родителям, уверена Светлана, нужно больше интересоваться жизнью детей. Иначе они потеряют с ними связь. А годы спустя, как это часто бывает, услышат от взрослой дочери или сына, дескать, не учите меня жить: «Об этом раньше нужно было думать, когда я ребенком был». «Я так мечтал поехать на море, а вы отмазку нашли, чтобы не брать меня с собой». «Я хотела новое платье, а вы...» Накопившиеся детские обиды перерастают потом в упреки своим стареющим родителям, с которыми они давно мало общаются, еще реже – навещают. Когда те начинают часто болеть – становятся обузой. А поскольку с родителями их уже ничего не связывает, стараются определить своих стариков в дома-интернаты, другие государственные и частные учреждения для престарелых.

– В последнее время приходится слышать, что дети становятся жестокими.

– Дети не жестокие. Они копируют поведение взрослых, когда те кого-то оскорбляют, бьют, толкают в транспорте. Поэтому грубое порой отношение детей к старым людям по большому счету – от взрослых. Надеюсь, что, повзрослев, мои ученики никогда не обидят своих родителей. Их объединят общие дела и интересы, и никому из них не придется плакать от боли и обиды.

А ученикам Светланы не надо объяснять, что обижать старых людей нельзя. Они, между прочим, сами помогают одиноким людям в домах-интернатах для престарелых. Но это уже другая история.

Чтобы избежать проблем в старости:

• Надо попытаться отпустить детей после 18 лет в свободное плавание. Конечно, можно помогать, поддерживать. Но надо дать детям возможность строить самим свою жизнь.

• Не навязывайте ребенку свое мнение, поскольку оно исключительно ваше. И может не совпадать с мнением ребенка. В общении с детьми старайтесь найти компромисс.

• Никогда не упрекайте детей в том, что они не доросли вам на что-то  указывать, копейки не принесли в дом. Может случиться так, что, став взрослыми, ваши дети будут много зарабатывать, но не подумают о том, чтобы вас поддержать материально.

• Чаще советуйтесь со своими детьми по разным вопросам. Так вы сможете чаще общаться со своим ребенком, сколько бы лет ему ни было, узнать о его предпочтениях, точке зрения на ту или иную ситуацию.

• Уважайте в ребенке личность. Не подчеркивайте его зависимость от вас.

• Будьте с ребенком искренни. Дети очень чутко улавливают любую фальшь: притвориться понимающим не получится...

Мастер-класс для бабушек

...А началась эта история два года назад с поездки тогда еще шестиклассников по историческим местам Ростова. Классный руководитель 6«Б» класса Светлана Владимировна Погоржальская сразу договорилась с учениками: ездить все будут только на общественном транспорте. Первая поездка была кошмаром. Некоторые ребята жаловалась: мол, поле уроков тяжело в транспорте ездить, тем более в час пик, все толкаются. На что Светлана Владимировна сказала: «Вот так каждый день ездят на работу и обратно домой ваши родители». Дети притихли. Задумались. В последующих поездках пассажиры в транспорте удивлялись вежливости детей, говорили комплименты и спрашивали: в какой школе они учатся. 

Как-то дети увидели, как Светлана Владимировна кинулась помогать выйти из автобуса неухоженной, в грязной одежде старушке. Ребята молча наблюдали за этой сценой. Потом кто-то из них спросил: «Вам не страшно? Она же грязная!» «Но я могу помыть руки, – возразила учительница. – А как я отмою совесть, если позволю себе переступить через немощного человека?» Больше вопросов не было. А вот желание помогать пожилым появилось. 

Сейчас ребята учатся в восьмом классе. «Наше первое доброе дело, – вспоминает ученица 8«Б» Екатерина Киселева, – началось с поздравительных открыток ко Дню Победы участникам войны, просто пожилым людям».

Поздравление Катя придумала сама и сама подписала открытки. Потом ребята подружились с волонтерами Ростовского отделения Всероссийского фонда «Старость в радость» и теперь вместе с ними помогают постояльцам домов-интернатов. «Мы узнали, что многие из них любят сладкое, и собрали для них подарки: шоколадки, сгущенку, печенье, – делится одноклассник Кати Валера Фомин. – К Новому году тоже приготовили им подарки». 

Подростки категорически против того, чтобы дети определяли старых родителей в дома-интернаты.

«Это ненормально, при куче родственников, отдавать стариков в дома для престарелых, – возмущается Диана Мордвинкина. – А еще бывает, состоятельные дети определяют в приют своих родителей, чтобы те им не мешали. Это тоже ненормально».

Ребята вообще не понимают: как можно так поступать с близкими людьми?

«В западных странах такое отношение к родным людям считается вполне нормальным, – говорит Вероника Фешина. – У них такой менталитет. Но нам это не подходит».

На мой вопрос, дружат ли они с родными бабушками и дедушками, восьмиклассники хором отвечают: «Да!» А размолвки если и бывают, то несерьезные. Причем причины, по которым они возникают, характерны чуть ли не для всех бабушек. К примеру, почему не поел(а), надень головной убор, садись за домашние задания… 

На самом деле дети любят своих бабуль, дедуль и восхищаются ими. Говорят, что они у них – продвинутые юзеры: освоили компьютер и теперь много времени проводят в соцсетях. «Моя бабушка из «Одноклассников» не выходит. У нее там много друзей», «А я своей завела страницу в «Инстаграме». Теперь она выставляет там фотографии, читает всякие новости», «А моя спортом активно занимается. Скандинавской ходьбой увлеклась», – слышу от ребят. 

Дома они устраивают для бабушек и дедушек мастер-классы по осваиванию новых компьютерных опций, разучивают с ними современные танцы. Кстати, ребята хотят взять шефство над одним из домов-интернатов для престарелых людей, чтобы проводить такие же мастер-классы для его обитателей.

8«Б» спешит на помощь...
8«Б» спешит на помощь...