А родился и вырос он в поселке, который построил НЭВЗ – градообразующее предприятие Новочеркасска. В доме разговоры взрослых в конце концов все равно сводились к электровозам. 

Валерий Леонидович пришел на НЭВЗ 40 лет назад.
На заводе работали его дедушка, Петр Сергеевич, папа – Леонид Петрович, мама – Надежда Петровна, два дяди – Анатолий Петрович, Николай Петрович и тетя Валентина Евгеньевна. Получается, целая династия Задорожных. На электровозостроительном предприятии также трудились практически все соседи и родители товарищей... Коллектив завода тогда составлял порядка 17 тысяч человек.

«Разве у меня был другой путь?» – улыбается Валерий Леонидович. Поэтому после окончания электромеханического техникума и службы в армии пришел работать на завод. Попал, как сейчас говорят, в крутое место – на испытательную станцию электровозов. 

56 сотрудников держались за это место и дорожили им. В начале 80-х завод поставлял электровозы не только на внутренний рынок, но и за рубеж – в Финляндию, Польшу и Китай. 

На испытательную станцию электровозы попадали после сборочного цеха. По регламенту трое суток проверяли всю конструкцию от и до, в том числе на обкатном кольце.

После предъявления заказчику электровозы отправлялись непосредственно в депо, на пуско-наладочные работы. Тогда Валерий Леонидович объехал большую часть республик СССР вдоль и поперек по много-много раз.

Неслучайно в его характеристике записано: «знания, полученные во время учебы и приумноженные во время работы, позволили изучить в совершенстве конструкцию, принцип работы и методику испытаний всех типов электровозов, изготавливаемых ПК «НЭВЗ». 

Валерий Леонидович с благодарностью говорит о своих наставниках, один из которых – Виктор Иванович Кикоть – ценный сотрудник и светлая голова, до сих пор продолжает работать на испытательной станции.

В 28 лет наравне с заводчанами-корифеями фото Валерия Леонидовича уже висело на Доске почета. Рядом с фото отца – бригадира цеха электроники, награжденного серебряной медалью ВДНХ СССР за участие в создании электровоза ВЛ-85 (кто не знает, первые буквы аббревиатуры означали «Владимир Ленин»).

Позже Валерий Леонидович окончил вуз, потому что были мысли продвигаться дальше и начать заниматься конструкторской работой. Так постепенно и получилось. 

После участия в ряде серьезных проектов, в том числе по организации и созданию сервисного обслуживания электровозов 2(З)ЭС5К, по продвижению продукции НЭВЗа на внешний рынок, Валерий Леонидович был назначен руководителем группы электровозов переменного тока отдела серийной продукции, в частности, гордости предприятия – самого мощного и распространенного в России – «Ермака». 

Здесь шутят, что «на Задорожном держится слава Новочеркасска». Хотя сам он, будучи скромным человеком, считает это преувеличением. 

Но работа у него действительно очень ответственная. Чтобы было более-менее понятно, объясню суть: конструкторскую документацию, представленную генеральным разработчиком (ООО «ТМХ Инжиниринг» – ранее ОАО «ВЭлНИИ»), путем совершенствования довести до состояния «железа», то есть до выпуска электровоза. 

Как это воплотить в жизнь, Валерий Леонидович излагает в объемном (порядка 100 листов) приказе по предприятию, где указано, что и на каком этапе нужно сделать каждому подразделению завода. 

– Я доволен тем, как сложилась моя трудовая биография, – говорит Валерий Леонидович. – Стихия техники оказалась по-настоящему мне близкой. И, конечно, важную роль сыграл замечательный коллектив предприятия.

Сейчас династию Задорожных на НЭВЗе вместе с Валерием Леонидовичем продолжают два его сына, а также двоюродные брат и сестра. Здесь же работает и его супруга, Елена Владимировна.