К хутору Нижнесазонову Каменского района местные власти всего за месяц отсыпали полевую дорогу. Но почему-то жители этому обстоятельству не рады 

На полевую дорогу после грейдирования насыпали щебенку.
По большому счету до недавнего времени хуторяне в дороге и не нуждались. Очень довольны были той, которой пользовались уже много лет: по ней и школьный автобус ходил, и «скорая» спешила, и личный транспорт. Но в один далеко не прекрасный день люди дороги лишились – ее как участок земли сельхозназначения отдали в аренду Репнянскому карьероуправлению, чтобы по накатанной годами крепкой сельской «трассе» груженные камнем БелАЗы ходили.

А хуторянам главы двух администраций – Каменского района Владимир Шевченко и Богдановского сельского поселения Денис Манченко – пообещали сделать новую дорогу. 

Новации в Нижнесазонове

…Хутор Нижнесазонов, можно сказать, застыл в изумлении, когда началось строительство (или ремонт) полевой дороги. Жители регулярно направляли в редакцию фотоотчеты о ходе строительства.

Первым делом бульдозером слегка подкорректировали поверхность полевой дороги, а затем на нее начали возить щебенку довольно крупную, рассыпать и прикатывать.

Выдержит ли старый мостик такую нагрузку, как школьный автобус?
Выдержит ли старый мостик такую нагрузку, как школьный автобус?

Засыпали – без какого-либо укрепления – аварийный мостик…

Мы попросили прокомментировать то, что происходит в полях под хутором Нижнесазоновым заведующего кафедрой автомобильных дорог Донского государственного технического университета кандидата технических наук, доцента Дениса Александровича НИКОЛЕНКО.

Заведующий кафедрой автомобильных дорог Донского государственного технического университета кандидата технических наук, доцент Денис Александрович НИКОЛЕНКО.
– Есть свод правил, которые регламентируют, как строить дорогу, – подчеркнул Денис Александрович НИКОЛЕНКО. – Там описаны определенные технологии. И от их соблюдения будут зависеть и срок эксплуатации дороги, и степень ее безопасности.

Снимки с места строительства его смутили. Он очень деликатно нам объяснил, что даже дорога с щебеночным покрытием с ноля строится несколько иначе:

– Сначала с участка строительства дороги снимается растительный слой грунта. Потом устраивается земляное полотно из специально предназначенного для этого грунта. Грунт доводят до оптимальной влажности, потом уплотняют до нормативных значений коэффициента уплотнения. И только после этого можно устраивать основание дорожной одежды из разных фракций щебня. Если плохо подготовить грунт, щебень просто утонет в грязи. Когда пойдут дожди, дорога поплывет под тяжестью проходящего по ней транспорта.

Если строить не по нормативам, то и срок службы резко сокращается, появляются различные деформации и дефекты на покрытии, и передвигаться по такой дороге будет небезопасно. 

Приключения школьного автобуса

По большому счету у школьного автобуса никаких приключений быть не должно. Категорически. Он должен следовать по строго обозначенному, утвержденному соответствующими инстанциями маршруту. Но неожиданно на автобусе, который перевозит детей из хутора Нижнесазонова в школу в поселок Чистоозерный, сменился водитель. Это случилось как раз 20 марта, в последний день перед роспуском детей на каникулы. 

Водитель Василий Польшинсков, который возил детей постоянно, свою позицию обозначил четко: он никогда не повезет детей в школу по опасной дороге. 

А водитель Джавад Талыбов повез, причем совершенно неожиданно для сопровождающего детей учителя – Лидии Михайловны ВЕРЕВКИНОЙ.

– Детей по этой дороге раньше никогда не возили. И распоряжения менять маршрут не было! Когда водитель на нее свернул, я потребовала вернуться на утвержденный школьный маршрут. Он ответил, что здесь все в порядке, дорогу сделали.

Но новый маршрут никто не утверждал – в автобусе висел старый, по нашей родной дороге, – рассказала мне на следующий день после происшествия Лидия Михайловна. – Водителя я переубедить не смогла. Конечно, и подъем из балки был тяжелым, автобус пробуксовывал, крупные камни разъезжались под его колесами. Дети были испуганы, начали звонить родителям. 

– Я была на работе, когда мне позвонила дочь-третьеклассница, сказала, что водитель везет их в балку и ей страшно. По той дороге хуторяне не ездят, – сказала нам Анжелика БОРИСОВА. – Я сама училась в той же школе в Чистоозерном, и нас никогда не возили через балку. Эта полевая дорога в свое время пахалась, было время – там овощи выращивали. Чтобы сделать ее пригодной для перевозки детей, сюда надо вложить серьезные деньги. Здесь же всего-то щебенки насыпали, хлипкое ограждение на аварийном мостике поставили и решили, что все в порядке. А если дождь или зимняя хлябь?

Редакция следит за ситуацией. Мы ждем, какие выводы сделает по «новоделу» комиссия, которая будет принимать его в эксплуатацию и давать разрешение на перевозку школьников.