Сегодня очень важно, чтобы внештатная ситуация с распространением коронавируса не затормозила реализацию государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», которая стартовала с 1 января нынешнего года. Потому что у глав администраций появились вопросы, которые надо решать не только на региональном, но и на государственном уровне. 

Пилотный проект: бизнес должен быть уверен

Кашарский район для реализации госпрограммы подошел идеально. К маю 2019 года, когда было решено село развивать комплексно – с помощью государства и привлечения внебюджетных средств, сельхозпредприятия уже серьезно занимались развитием территорий. Два крупных хозяйства – ООО «Светлый» и ЗАО «Октябрь» – благоустраивали села на условиях софинансирования с местным и областным бюджетами. Руководитель с пятидесятилетним стажем Иван Бурлаков за средства ЗАО «Октябрь» заказал проект капитального ремонта дороги к селу Россошь, где базируется предприятие, которую, кстати, оно же и построило 36 лет назад. А губернатор Василий Голубев для реализации готового проекта выделил из бюджета 59 миллионов рублей. По этой же схеме отремонтировали и Дом культуры в Россоши.

Проблемы Дома культуры слободы Верхнемакеевка, села Новопавловка и хутора Вяжа власти решили с помощью средств ООО «Светлый». С помощью предприятия отремонтировали детские сады в поселках Индустриальный и Второй Киевский. И в Каменке, где расположен головной офис, «Светлый» принял участие в строительстве нового ДК: 50 процентов – средства бюджета, вторая часть – сельхозпредприятие. И многофункциональная спортивная площадка построена за средства «Светлого» и областного бюджета. Уже несколько лет компания строит для своих работников жилые дома: рабочие спокойно живут, трудятся и платят за новостройку только коммунальные услуги. Через 20 лет становятся собственниками. 

В нынешнем году все надеются, что этому не помешают никакие внешние факторы – будет сдан Ледовый дворец в селе Каменка в комплексе с гостиницей на 50 мест для спортсменов, которые будут приезжать в Кашарский район на турниры. Этот объект стоит в финансовых планах особняком и строится исключительно на средства ГК «Светлый», которая вложила в объект более 300 миллионов рублей. 

Всего за четыре года – с 2016 по 2019 год – на социальное развитие села группа компаний «Светлый» направила более 350 млн рублей.

Такие дома строят для своих рабочих в ГК «Светлый».
Такие дома строят для своих рабочих в ГК «Светлый».

ГК «Светлый» для Кашарского района в прошлом году подготовила проекты на капитальный ремонт детских садов в поселке Дибровом и селе Верхнесвечниково, в Дибровом – проект на ремонт сельского Дома культуры. Сегодня готовит документацию на ремонт пяти школ, двух домов культуры, детского сада и 10,5 километра дорог в поселке Индустриальном и селе Каменка. 

– У нас есть объекты еще и в Чертковском районе, – рассказал нам генеральный директор ГК «Светлый» Николай ГОНЧАРОВ. – В 2021 году должны начаться ремонты. Не останавливаем и строительство жилья: заложили фундаменты двух домов и еще для двух двухквартирных заложим в мае. Пока ситуация с коронавирусом нас не коснулась: работу мы не останавливали, все полевые работы выполнены в полном объеме, экспорт не закрыт. Так что свои обязательства по реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» выполняем строго по графику.

Теперь ответный ход за Минсельхозом России. И от того, как пойдет дело в Кашарском районе, где фактически долю софинансирования, необходимую для участия в программе, взял на себя бизнес, будет зависеть, пойдут ли по этому пути в перспективе другие дотационные районы совместно со своими инвесторами.

– Сегодня очень важно, чтобы начали реализовываться уже готовые проекты, на которые бизнес затратил средства. Таким необходим зеленый свет, – уверен глава администрации Кашарского района Иван ФАЛЫНСКОВ. – Ведь бизнес живет по принципу: вложил средства – должен быть результат, тем более если это – социальная сфера. 

Как не остаться за бортом?

Госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» – это шанс для создания комфортной инфраструктуры. Но есть одно условие, которое многие дотационные муниципальные образования выполнить не смогут. Условие это – софинансирование. 

– В Ростовской области 90 процентов районов, сельских поселений – дотационные. Они на 70–80 процентов обеспечиваются средствами из областного бюджета на исполнение своих обязательных полномочий, – говорят главы администраций, которые уже всерьез задумались над этой проблемой. – И если даже в таком муниципальном образовании появляются какие-то дополнительные доходы, то по закону распорядиться ими без разрешения областного минфина нельзя. А минфин тоже в рамках закона действует и разрешить участие в софинансировании каких-либо проектов не имеет права. Получается замкнутый круг. И проблему надо решать – либо на уровне региона, либо на уровне Федерации, иначе можно остаться за бортом проекта. И федеральными средствами воспользуются другие территории.

Вопрос участия в программе дотационных территорий ставили главы из разных регионов и в кулуарах, и с трибуны сессии Минсельхоза России, которая проходила 12–13 марта нынешнего года в Ставрополе. Она была посвящена реализации программы «Комплексное развитие сельских территорий». К тому времени уже было опубликовано несколько экспертных заключений, в которых подчеркивалось, что для повышения эффективности программы приоритетные цели должны определяться не чиновниками, а сельскими администрациями с участием населения. И если Федерация при этом даст возможность регионам выпускать областные, краевые законы по программе устойчивого развития сельских территорий, то тогда программа реально заработает там, где она всего нужнее, где без нее никак не справиться с проблемами, накопившимися за годы.

Фактически потенциал любого сельскохозяйственного района значительно возрастет при условии федеральных вложений. Но это если он – не дотационный. Или есть потенциальные инвесторы, которые могли бы принять участие в программе, в том же строительстве жилья для своих сотрудников. Как это, к примеру, делается в Кашарском районе. Якорные производства могут привлечь немало новых инвесторов, которые занимаются переработкой зерновых и всего, что дает наш АПК. 

Но если эти предприятия расположены, к примеру, в городе Миллерово с населением 35 тысяч человек, он в программу не попадает: там прописано, что население города, претендующего на участие в софинансировании, не должно превышать 30 тысяч человек. Так что вариантов участия в программе конкретного района нет, хотя есть отличный перспективный проект создания крупной жилой застройки с полной инфраструктурой буквально рядом с городом. Там могут поселиться и дети-сироты, и работники крупных перерабатывающих предприятий, и фермеров из близлежащих поселений.

Как не остаться за бортом? На сессии Минсельхоза России прозвучало предложение: изменить условия участия, увеличить допустимую  для этого численность городских жителей.

Минсельхоз России взял паузу. Главы администраций районов ждут ответа.

– Но решить проблему мог бы областной фонд, средства из которого можно было бы перечислять в счет софинансирования за дотационное поселение или район. Ведь такие расходы – это привлечение средств Федерации для решения социальных проблем, – считают главы администраций. – Просто обидно будет, если мы не воспользуемся возможностями программы.