«Трудный театр. «ПРЕМЬЕРА» вернулся с гастролей в Санкт-Петербурге. И сразу после приезда ребята отправились на репетицию

Светлана ПАХОМОВА (слева) написала пьесы «Бабий бунт: новости из станицы» и «Легенды рыцарства» специально для «Трудного театра». На репетициях она внимательно наблюдает за работой актеров и помогает им вжиться в роль.
Актеры театра – подростки, которые стояли или стоят на учете в отделах полиции, комиссиях по делам несовершеннолетних или социальных органов. Мы застаем их за отработкой танца для спектакля «Легенды рыцарства». В него уже ввели троих мальчиков, которые сегодня пришли в коллектив впервые и до этого ни разу не танцевали на сцене. 

«Трудный театр. «ПРЕМЬЕРА» – социально-ориентированный проект по работе с подростками, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Ребят здесь обучают в первую очередь работать в команде, понимать других и договариваться между собой. Потом уже уделяют внимание сценической речи, танцевальным импровизациям, жестикуляции… Большинство воспринимает эти занятия как хобби или вызов самому себе. Тех, кто хочет стать актером, – единицы.

Среди них – Мария Коваленко. Она мечтает поступить в театральное  училище   и связать свою жизнь со сценой.

В свои 13 лет она уже ввязалась в неприятную историю, попала на учет в полицию и совсем отчаялась. И в это время, полгода назад, Маша узнала о театре. И он занял основное место в ее жизни, вытеснив все остальное.

Сейчас она мечтает сыграть Леночку, жену старшего сына в постановке «Бабий бунт: новости из станицы». А для этого нужно себя хорошо показать в роли второстепенного персонажа. Вот и приходится репетировать в несколько раз усерднее…

Мария КОВАЛЕНКО уже уверенно чувствует себя на сцене и перед объективами фотокамер. Год назад она и представить себе такого не могла.
Мария КОВАЛЕНКО уже уверенно чувствует себя на сцене и перед объективами фотокамер. Год назад она и представить себе такого не могла.

В этом театре не вторгаются в личное пространство, не читают морали и не говорят о том, что было раньше плохого в их жизни. «Трудный театр» – это как выступление Куклачева – не дрессировка, а диалог с кошкой. Кошка делает, что хочет, когда хочет и только то, что ей интересно. Мы тоже никому ничего не навязываем», – говорит Светлана ПАХОМОВА, куратор проекта, специалист по связям с общественностью Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия.

Все актеры знают несколько ролей наизусть и всегда готовы подменить друг друга, взаимовыручка – обязательное условие участия в «Трудном театре». 

Все показы проходят только для адресной аудитории. «Трудный театр» собирает на спектакль по 300–500 таких же трудных подростков по всей Ростовской области. Нередко выезжает и за ее пределы. Например, в Санкт-Петербурге, откуда только что вернулась ростовская труппа, была организована презентация проекта «Трудный театр. «ПРЕМЬЕРА» в рамках молодежного фестиваля «Альтернатива». 

За пять лет работы у театра появились выпускники, многие из которых уходить из труппы не хотят. Для них придумали новую, более ответственную роль – волонтеры. Они поддерживают молодых актеров, помогают с организацией и декорациями. На сцене старшие тоже появляются – в сложных образах, для выполнения трудных задач.

Владислав ТИТАРЕНКО (справа) занимается с ребятами, которые в театр пришли недавно. Он помогает новеньким освоиться на сцене и влиться в коллектив.
Владислав ТИТАРЕНКО (справа) занимается с ребятами, которые в театр пришли недавно. Он помогает новеньким освоиться на сцене и влиться в коллектив.

Владислав Титаренко, руководитель волонтерского отряда «Волонтёры Премьеры», посвятил «Трудному театру» четверть своей жизни. Начинал так же, как и остальные, со второстепенных ролей, быстро перешел к главным, а теперь, когда исполнилось 18, отвечает на сцене и за порядок, и за творческую импровизацию. Если кто-то из молодых актеров забудет слова, отойдет от сценария, Владу нужно быстро сориентироваться и сделать так, чтобы зритель не заметил оплошность.

В одном из выступлений мальчик нечаянно уронил девочку на глазах у публики. Влад ярко разыграл недоумение и беспокойство. Все актеры, находящиеся на сцене, поддержали, в том числе и сама пострадавшая – она театрально ударила обидчика и прогнала его от себя. Получилась интересная мизансцена. Никто и не подумал, что должно быть иначе. 

С руководителем волонтерского отряда мы обратили внимание на возраст ребят. Если в 2016 году театральная труппа состояла в основном из подростков 16-17 лет, то сейчас на сцене много тех, кому 13-15. «Немало зависит и от того, что происходит вокруг детства. Меняются время и ситуации. Этих детей просто не заняли, не помогли творчески реализоваться. У них возник недостаток позитивного доступного досуга», – считает Влад.
 
Репетиции и выступления сближают начинающих актеров. Это заставляет их более ответственно и серьезно относиться к делу — никого нельзя подвести.
Репетиции и выступления сближают начинающих актеров. Это заставляет их более ответственно и серьезно относиться к делу — никого нельзя подвести.

В театр каждый приходит со своей мотивацией. Одни хотят статусности и признания, другие – обратить на себя внимание и впечатлить родителей, третьи – показать, что могут чего-то добиться… Так или иначе разные цели добровольно выливаются в единое дело – яркую и при этом реалистичную игру на сцене.

«Трудный театр. «ПРЕМЬЕРА» уникален – ему нет аналогов в стране. В 2018 году он вошел в десятку лучших добровольческих социально-культурных проектов России.

Его активно поддерживает Комитет по молодёжной политике ростовской области и ростовский филиал Российского государственного университета правосудия. Театр состоит в активном партнерстве со многими профильными волонтерскими организациями.