Научить уходу за лежачими больными решили в автономной некоммерческой организации помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость».  Ростов-на-Дону».

В «Школе ухода «Жить дома!» слушателей учат, как оказывать помощь и ухаживать за пожилыми людьми и инвалидами.

Понять причину и научиться справляться

Проект «Школа ухода «Жить дома!» в 2020 году выиграл президентский грант. 

Побывав на занятиях школы, слушатели узнают о тонкостях ухода за тяжелыми больными, учатся и выстраивать отношения. К примеру, Анна из Азова говорит, что на некоторые поступки в поведении бабушки не обращала внимания, а многие ее требования относила к капризам. Теперь понимает, чем было вызвано такое поведение и как правильно реагировать.

– Если мы хотим, чтобы человек, который нуждается в уходе, допустил нас к обслуживанию, нужно учитывать изменения его возрастных потребностей, – объясняет тренер-психолог Екатерина Оганесян.

Таким пожилым нужно помогать сохранить активность мозга.

Здесь помогут занятия с решением кроссвордов и складыванием пазлов. Одни занятия активно развивают мозг, другие – моторику. Такие игры, упражнение надо регулярно практиковать с малоподвижными, лежачими людьми.

Терпение и любовь

По статистике, 80 % пожилых людей страдают от травм шейки бедра. Как правило, такие люди теряют двигательную активность, а это грозит серьезными осложнениями. Значит, родным надо готовиться к ежедневным гигиеническим процедурам, кормлению, постоянному контролю за близким человеком. Но этого мало.

– Если мы ограничим потребности человека элементарными – приемом пищи, сном, мы обречем его на умирание, – подчеркивает Екатерина. – Нужно предупредить развитие депрессивного настроя. Необходимо создать ему такие условия, чтобы он считал себя нужным. Что можно сделать? Попросить выполнить простое задание. Написать, к примеру, список необходимых продуктов, перебрать нитки в шкатулке...

Постоянно предоставлять шанс проявить инициативу. К примеру, позволить взять с прикроватного столика стакан с водой или дотянуться рукой до книги, которая лежит на стуле, стоящем близко к кровати. При этом еще и похвалить. Человек, прикованный к постели, склонен считать себя обузой и не хочет обременять родных своими просьбами. Важно не показывать раздражения при любых его просьбах. Доброжелательное отношение и внимание к его состоянию – главное, на чем основываются лечение и уход за больным.

Еще одна проблема, с которой близкие, сиделки сталкиваются при уходе за прикованным к постели человеком – физиологическая. От долгого лежания у больного возникают пролежни, атрофируются легкие. Чтобы снять этот негатив, нужно проводить с больным дыхательную гимнастику, допустимые физические упражнения и, насколько возможно, активизировать его жизнь.

Деменция – снижение познавательной активности, потеря некогда приобретенных знаний, навыков и невозможность приобрести новые. Возникает, когда начинают распадаться психические функции человека. Сегодня деменция отмечается у 10 % населения. Это люди, которые страдают забывчивостью, тревожностью, мнительностью, нарушениями в восприятии времени и пространства. И, конечно, в их число часто попадают маломобильные люди. К ним нужен особый подход.

– Прежде всего, он связан с профилактическими мерами, – поясняет Екатерина. – Чтобы страдающий деменцией человек не превратился в живой труп, нужно помочь ему с тренировкой памяти, осваиванием новых видов деятельности: собиранием головоломок, участием в интеллектуальных играх.

– А заучивание стихов? – спрашивают Екатерину слушатели Школы ухода.

– Заучивание стихов развивает память, а новые нейронные связи в мозгу человека создаются теми же головоломками, – отвечает она.

Екатерина рекомендует также больше разговаривать с такими больными. Обсуждать с ними какие-либо проблемы, советоваться, рассказывать о своих планах. Очень часто у маломобильных людей возникает желание поговорить со своими близкими по телефону. Случается, что такие звонки раздаются в телефоне детей или родных в неудобный рабочий момент. Не стоит отчитывать больного за неурочный звонок. Лучше договориться о том, в какое время лучше звонить, чтобы разговору ничто не мешало.

– Если бы я раньше знала о том, как вести себя с лежачими больными, все могло быть иначе, – с сожалением говорит одна из слушателей школы Люба.

Люба – социальный работник. Знания, которые она получает здесь, безусловно пригодятся в работе. Да и в обычной жизни лишними не будут – случиться может всякое. Эти навыки помогут в трудную минуту.