В начале июня нынешнего года короткую – всего 216 метров – окраинную улицу поселка Рассвет Аксайского района за несколько дней заасфальтировали. Да так, что вот уже три месяца во время ливней вода течет под фундамент одного из домов, заливает нулевой этаж. Все попытки решить проблему натыкаются на глухую стену. По документам – все в порядке, деньги потрачены…


Даже невооруженным глазом видно, что дорога имеет уклон, который не учли при укладке асфальта.

Потоп на улице Малиновой

Улица Малиновая – тихая и респектабельна. Коттеджи все двухэтажные, с балкончиками, дорогой отделкой. А проезжая часть – породой отсыпана. Но служила-то она жителям улицы верой и правдой лет двадцать. И еще бы послужила – прохожих тут нет, ездят мало. Это же не площадь в Рассвете перед зданием, где Сбербанк и стоматологическая клиника расположены: народу масса ходит и ездит, а ямы – знатные! Дорога к кладбищу после дождя – ни пройти, ни проехать. Никакой критики не выдерживает аллея в одном из общественных пространств на выезде из поселка: там такие ухабы и провалы, что и днем ходить опасно. Но счастье почему-то выпало жителям улицы Малиновой. И асфальт положили именно тут.

На Малиновой с одним домом от свалившегося неожиданного счастья в виде асфальта на проезжей части беда случилась – вода после первого же дождя устремилась потоком прямиком в его подземную часть, под фундамент. А в нулевом этаже расположены все коммуникации – газовый котел, электрощит. Машина в гараже…

Сразу раскроем карты: живет в этом доме вместе с престарелой мамой бывшая чиновница высокого ранга – директор департамента по печати Надежда Бабич. И автомобиль в семье – не роскошь, а средство спасения и выживания. Поликлиника, больница – туда маму, пережившую несколько инсультов, оперативно без своего транспорта не доставить.

Когда по улице асфальт стелить начали, Надежда Леонидовна забеспокоилась: не начнут ли дождевые и талые воды подтапливать ее дом после того, как дорога поднимется? С этим вопросом она обратилась к главе администрации поселения Александру Мацко. Тот ее успокоил, мол, все под контролем.

Первый же ливень показал, что с контролем – большие проблемы. Поздней ночью поток воды хлынул в подвальное помещение дома. Воды набралось по щиколотку, следы стихии были отчетливо видны и на следующий день, и даже через двое суток. Стены промокли капитально!

Что сие означает, каждый строитель, каждый домовладелец хорошо понимают: сыреет фундамент, стены тянут влагу в комнаты, появляется грибок, а с годами разрушается и сам фундамент. В общем, перспектива плачевная. Не говоря уже о том, что зимой-осенью температуры нестабильные, мокрый снег к утру превращается в голый лед и выехать «в гору» при необходимости из гаража будет невозможно.

Перед въездом в подземный гараж асфальтовый валик уложили, но от него толку нет. Воду он не задерживает.
Перед въездом в подземный гараж асфальтовый валик уложили, но от него толку нет. Воду он не задерживает.

Как же так вышло?

Дело в том, что улица Малиновая такую особенность имеет: разница между ее верхней и нижней точками – 3 метра 97 сантиметров. Уклон приличный, а накатанное за много лет полотно то вправо, то влево смещается. И если при прежнем покрытии часть воды сразу в землю впитывалась, а остальная стекала спокойно и ни в чьи дома не заходила, то по асфальту несется потоком, с завихрениями, меняя направление движения. Поскольку после так называемого «ремонта» дорога поднялась как минимум на 12 сантиметров (по нашим прикидкам, туда уложили 7 сантиметров щебенки и 5 сантиметров асфальта), она стала практически вровень с заездом в дом Бабич. А тут еще с противоположной стороны дороги подрядчик проложил вдоль поребрика что-то типа асфальтовой окантовки. То есть сократил за счет асфальтобетона объем дорожного полотна и создал дополнительную преграду на пути воды. Кто необычное «дизайнерское решение» в смету заложил – непонятно. В общем, ремонтировали, как хотели – в меру своего разумения о затратах и удобствах жителей, конечно. 

Как команда «сиганула в окно»…

Не стоит долго рассказывать, что человек, который много лет руководил областным департаментом, имеет и характер стойкий, и знает, куда обращаться, когда возникла серьезная проблема. Надежда Бабич первым делом – 6 июля – написала письмо в местную администрацию, которая укладку асфальта затеяла. От заместителя главы администрации сельского поселения по общим, социальным и правовым вопросам Нонны Ольховатой практически через месяц (!) получила ответ, который стоит того, чтобы его процитировали.

«В 2021 году на основании акта обследования дорог и частыми обращениями граждан со стороны муниципалитета принято решение об устройстве на автомобильной дороге (имеется ввиду улица Малиновая) твердого покрытия облегченного типа». А «…с целью исключения нарушений в технологии устройства твердого покрытия автомобильной дороги» заручилась местная власть поддержкой районного строительного контроля – привлекла специалиста для составления сметной документации на выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги. Правда, подрядчик по простоте душевной сказал нашим коллегам из «Российской газеты» («Почему жители донского поселка не рады новой дороге», № 188 от 18.08.2021 года - Авт.), что на дорогу по улице Малиновой заказчик не предоставил ни проекта, ни технического задания, а представитель районного стройконтроля, который смету рассчитывал, на словах ему объяснил, что надо сделать. И сделали: постелили асфальт, сохранив рельеф дороги. То есть, как было накатано, так и оставили. 

Что думали контролеры - МБУ АР «Райстройзаказчик»? Это уважаемая организация ни в ходе работ, ни при сдаче объекта нарушений не выявила – типа все соответствует техническому заданию и локальному сметному расчету. 

Дорога принята в эксплуатацию. Глава администрации поселения Александр Мацко – заказчик – тоже стоит на своем: «Технология нигде не нарушена.  Мы даже в два часа ночи во время дождя на место выезжали, на видео снимали, в Сети выкладывали. Вода с дороги протекает мимо, в дом не затекает».

А вода-то следы оставляет. Залитое помещение так отсырело, что его тепловой пушкой сушить надо. И кто за это отвечать будет, кто исправлять дорогу станет – неясно. Все умыли руки, прямо по классику, команда «сиганула в окно». Ведь теперь, чтобы вода не затекала в дом, по словам того же подрядчика, надо установить водоотливы и снять часть дорожного полотна. А кто платить будет? 

Вот такие ямы украшают площадь в поселке Рассвет перед стоматологией и «Сбербанком», куда ходят сотни жителей.
Вот такие ямы украшают площадь в поселке Рассвет перед стоматологией и «Сбербанком», куда ходят сотни жителей.

«Кто шил костюм?»

Надежда Бабич, понимая, что в таких спорах надо аргументировать железобетонными фактами, заказала экспертизу. Лицензированный специалист выполнил необходимые замеры, а эксперт сделал заключение, подтвердив то, что было видно невооруженным глазом даже непрофессионалу: движение поверхностных вод при имеющихся повышениях дороги к дому – неизбежно. Разбиралась с ситуацией и рабочая группа Общественной палаты Ростовской области: к делу подключился общественный жилищный инспектор Александр Макаров. Тот также вынес свой вердикт: нарушения налицо. 

С экспертизой на руках Надежда Бабич обратилась, как у нас говорят, в вышестоящие инстанции. 

С той поры на тихой Малиновой кого только не было! Опытные дорожники и представители министерства, инженеры, прорабы, мастера… Водоток проверяли, из брандспойта воду по дороге пускали – течет, проклятая, прямо под дом, по всему периметру! Замеры делали, с теодолитами ходили, убедились: надо дорогу перестилать, грейдировать, дренажную систему ставить… Но кто будет это делать и за какие деньги? 

Водоотливы вроде бы начали класть, но только возле тонущего дома. А это, по мнению самих же дорожников, ничего не даст. Срезали фрезой «красоту» вдоль поребрика на противоположной стороне дороги. В очередной дождь поток воды был уже не таким устрашающим. 

Надежда Бабич пытается защитить дом от воды, как может, но получается пока не очень. 

Впереди зима и осень, затяжные дожди и таяние снегов. Что будет через год-другой с домом, если все так и останется? 

«Где деньги, Зин?»

Мы не удержались, чтобы не прикинуть, сколько стоит положить асфальт на дороге длиной 216 метров и шириной 4 метра. Считали почти как в начальной школе. Чтобы на площадь примерно в 900 квадратных метров положить слой щебенки в 7 сантиметров, нужно 100 тонн – берем с запасом. В городе щебень продают с доставкой по цене 8500 за 10 тонн. Пусть будет 100 тысяч на щебень. 

На асфальт – по 4 тысячи за тонну – пусть 200 тысяч. На технику (работали 4 единицы 4 дня по 8 часов)  – час, грубо говоря, стоит две тысячи. Итого – 270 тысяч. Рабочим дорожным за это время заплатили тысяч 30, пусть – 40 или даже 50. Если даже за смету и контроль приплатили тысяч пятьдесят, то все равно маржа солидная. Да еще  такая деталь: когда «красоту» вдоль поребрика начали срезать, соседи Надежды Леонидовны забеспокоились. Мы так поняли, что они за эти валики еще и приплатили подрядчику неслабо. По нашим данным, по муниципальному контракту получил подрядчик ИП Еременко Владимир Александрович на две дороги 1 млн 342 тысячи 668 рублей. Вторая – еще короче Малиновой.  

А теперь – о совсем грустном. Не живи в подтопленном доме чиновница высокого ранга, вооруженная знанием законов и знакомствами в высоких кабинетах, никто и внимания не обратил бы на улицу Малиновую Сколько их, таких «Малиновых», в городах и районах? Сколько миллионов в буквальном смысле выбрасывают на дорогу, строя дороги сомнительного качества? Сколько таких «работ» принимают без замечаний?  

Наша газета не раз писала о жителях хутора Нижнесазонова Каменского района. Нормальную дорогу, сделанную когда-то за счет колхоза, передали каменному карьеру под видом земельного участка, чтобы по ней большегрузы щебень возили.  А для школьного автобуса предложили наспех сделанное полотно – по грунтовке насыпали щебень. Ездить страшно... Жители жалуются, а им в ответ: все в порядке... 

Малые дороги, местного значения. Но разве это основание для неэффективного использования бюджетных денег? 


В августе на заседании правительства, где отчитывался министр транспорта В. Окунев, губернатор специально остановился на дорожной теме:

–  Если есть обращение хотя бы одного человека, реакция на такое обращение должна быть молниеносной. И делом ведомства должен стать предметный и тщательный анализ того, как используются выделяемые на содержание дорог средства. В том числе и средства муниципальных бюджетов. Выделяемые на дороги деньги никуда, кроме дорог, уходить не должны…

Может, пора прислушаться?