В Волгодонске – беда. Стартовавшая первого октября транспортная реформа обернулась транспортным коллапсом. Переполненные автобусы ехали мимо остановок с ожидающими по часу людьми. Некоторые маршруты вообще выпали из обслуживания. Устроители «улучшений» удостаивались самых разных эпитетов, многие из которых относились к нецензурной лексике.

Помимо часовых ожиданий, волгодонцы возмущались внешним и внутренним состоянием автобусов (грязные, обшарпанные, в некоторых сиденья не прикреплены к каркасам), невозможностью воспользоваться правом на льготный проезд, ну и, наконец, возросшей ценой проезда – 24 рубля при таком некачественном обслуживании. 

В последующие дни ситуация не изменилась, и вот уже 20 дней горожане, пользующиеся общественным транспортом, пребывают в состоянии стресса. 

Более полугода назад Общественная палата Волгодонска предпринимала довольно активные попытки вмешаться в инициированную администрацией города оптимизацию маршрутов. Кричащих проблем с движением не было: автобусы и маршрутные такси ходили вполне ритмично, соблюдая заданный интервал движения. Однако в администрации вдруг озаботились дефицитом маршрутов на городские окраины и на территорию промзоны. Для решения вопроса в рамках «бережливой технологии» якобы исследовали пассажиропотоки, после чего кардинальной ломке подверглась вся схема движений городских маршрутов. Против этого и восстала Общественная палата, предлагавшая не менять схему, а только дополнить её несколькими маршрутами. Но…


Двадцать первого декабря 2020 года департаментом строительства и городского хозяйства Волгодонска был объявлен открытый тендер (2 лота) на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Волгодонска. На конкурс заявились волгодонское муниципальное предприятие «ГПТ» (городской пассажирский транспорт), лот № 1, и ростовское ООО «Янтарь1 Автоколонна 4», лот № 2. Местные частные перевозчики, до объявленной реформы исправно перевозившие горожан, в конкурсе участвовать не стали: по их расчётам, вновь сформированные маршруты были очевидно убыточными. 

Восемнадцатого февраля конкурсная комиссия под председательством директора департамента строительства и городского хозяйства Алексея МАРКУЛЕСА отказала претендентам в праве на участие в конкурсе по следующим причинам: МУП «ПГТ» не представили документы, позволяющие определить все технические и конструктивные характеристики транспортных средств. Ну, а в заявке «Янтаря» отсутствовали документы, подтверждающие обеспечение маршрутов необходимым количеством автобусов, а также документы, позволявшие определить все технические и конструктивные характеристики транспортных средств. В «Янтаре» таким решением остались весьма недовольными и обратились с жалобой в УФАС Ростовской области на предмет излишних, по их мнению, требований, предъявляемых к конкурсной документации.

Результатом рассмотрения жалобы «Янтаря» стало предписание УФАС об исключении из техусловий конкурса требований о предоставлении документов о технических и конструктивных характеристиках транспортных средств, сведений о внешнем и внутреннем состоянии транспортных средств, кадровых возможностях перевозчика, наличии производственно-технической базы и т.д. Изучив предписание, организаторы конкурса внесли в техусловия некоторые коррективы, при этом заявив требование о предоставлении сведений о марках транспортных средств и их государственных номерах. Но эта уловка не прошла…

В итоге конкурс удалось провести только с третьего раза, победили оба участника: МУП «ГПТ» и ростовская фирма «Янтарь 1 Автоколонна 4», в отношении которой, кстати, арбитражным судом Ростовской области вынесено несколько судебных актов об административных правонарушениях. Компания осуществляла деятельность по перевозке пассажиров, связанную с эксплуатацией источников повышенной опасности с нарушением лицензионных требований и условий, что создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и охраняемым законом общественным интересам.

О транспортном коллапсе в Волгодонске в адрес местных властей высказался заместитель министра транспорта Ростовской области Дмитрий БЕЛИКОВ, побывавший в городе несколько дней назад и проехавший в час пик в автобусе 51-го маршрута: «Сегодня выехал в город Волгодонск, в котором уже несколько недель происходит транспортный коллапс в результате непродуманных действий со стороны администрации города Волгодонска. Проехал на общественном транспорте в час пик, пообщался о проблемных вопросах с пассажирами…»

Помимо того, что транспортный коллапс в Волгодонске – это стрессовая ситуация для горожан, у проблемы есть куда более опасная сторона: в условиях катастрофического роста заболеваемости ковидом переполненный людьми без масок, вплотную стоящими друг к другу, транспорт… Чем это обернётся в ближайшее время, представить нетрудно.

На сегодняшний день, сообщил начальник транспортного отдела департамента строительства и городского хозяйства Роман Тихомиров, предприятие «ГПТ» выпустило на городские маршруты 99 процентов автобусного парка. «Янтарь» – только 40. Между тем контракт на перевозки с «Янтарём» заключён на 5 лет. Но выяснять отношения с обществом в суде департамент пока не планирует.