• Спецоперация на Украине
  • Наша победа
4 июл 2025 г.
  • Рубрики
    • Новости
    • Точка зрения
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Здравоохранение
    • Экология
    • Наука и образование
    • Культура
    • Спорт
    • Туризм
    • Фоторепортаж
    • Видео
    • После публикации
    • Рады помочь
    • Законодательные акты
  • Все публикации
  • Новости
  • Проекты
  • Собеседник
  • Мне нужна мама
  • Спасти газету
Search
Search
  • Главная
  • Все публикации
  • Общество
  • Из Москвы в Антарктиду

Из Москвы в Антарктиду

Константиновский район
Дата публикации: 20 янв 2022 г.

Житель Константиновского района Борис Осипов был участником первого трансконтинентального перелета из Москвы в Антарктиду

Мария Золотарева
Мария Золотарева
1857
Борис ОСИПОВ за штурвалом Ан-12. Борис ОСИПОВ за штурвалом Ан-12.
Если сказать точнее, то именно Осипов был за штурвалом самолета Ан-12, который вылетел из столицы нашей Родины 15 декабря 1961 года и направился вместе с экипажем другого лайнера Ил-18 (командир Александр Поляков) в сторону самого южного континента Земли.

Маршрут перелета проходил по воздушной трассе Москва – Ташкент – Дели (Индия) – Рангун (Бирма) – Дарвин (Австралия) – Сидней (Австралия) – Крайстчерч (Новая Зеландия) – Мак-Мердо (Антарктида) – Мирный (Антарктида).

Приземлился Ан-12 в Антарктиде через десять дней. Казалось бы, что такого героического было в том «путешествии», что о нем в далекие шестидесятые годы газеты писали как о подвиге советских летчиков? Прежде всего, время нахождения в полете. Это сегодня никого, по сути, не удивишь сообщениями о дозаправке самолетов прямо в воздухе. А шестьдесят лет назад об этом можно было только мечтать. Поэтому в салоне Ан-12 находились емкости с горючим, которые пополнялись в аэропортах.

Если считать не количество дней, потраченных на перелет, а именно чистое летное время, то путь через четыре континента и два океана протяженностью в двадцать шесть тысяч километров самолет Ан-12 совершил за 48 часов 27 минут, а Ил-18 – за 44 часа 46 минут. Это было по тем временам настоящим открытием, сродни полету первого человека в космос. Не зря же эти два великих события пришлись на один год. Чтобы водным путем совершить переправку грузов и оборудования на советские полярные станции, работающие в те годы в Антарктиде, требовалось более сорока суток. А советские летчики потратили на это времени в четыре раза меньше. 

В Антарктиде.

В Антарктиде.

Героическим перелет можно считать и по ряду других обстоятельств. Осипов и Поляков, по воспоминаниям участников той экспедиции, вынуждены были фактически «открывать Америку». У них не было полетных карт. И в каждом промежуточном аэропорту они просили их у коллег. Не говоря уже о том, что в ходе экспедиции приходилось ликвидировать технические поломки, преодолевать тропический грозовой фронт, садиться на неподготовленную ледовую площадку…

Все это осталось потом за кадром. О трудностях перелета экипажей газеты умалчивали. Снятый же в полете документальный фильм был урезан настолько, что рассказывал о событии, как о каком-то увлекательном путешествии в далекую Антарктиду. А еще о дружбе народов, живущих на разных континентах. Хотя не все было так гладко. Например, почему-то пропала, когда уже нельзя было вернуться назад, радиосвязь с американской полярной станцией, находившейся в Антарктиде. Наши самолеты должны были приземлиться на ледяную площадку на этой базе. И летели туда в полной неизвестности.

«Была уже пройдена точка возврата, то есть место, откуда бы еще хватило горючего для возвращения в Крайстчерч. А если бы в последний момент непогода исключила посадку в Мак-Мердо? Но погода продержалась. Штурманы точно вывели самолеты к цели, и пилоты отлично посадили их на лед у американской базы», – пишет в своих воспоминаниях участник полярной экспедиции, оператор-документалист Марк Трояновский. 

Американцы праздновали как раз Рождество и, по их словам, не слышали советских позывных. Или делали вид, что не слышали, ведь между странами шла «холодная война». Хотя встретили гостей потом очень радушно.

Борис Семенович ОСИПОВ в хуторе Белянском, 1985 год.

Борис Семенович ОСИПОВ в хуторе Белянском, 1985 год.

Признаюсь, что подробности о том перелете я узнала совсем недавно – на заседании краеведческого клуба в Константиновской центральной районной библиотеке. Почему о легендарной воздушной экспедиции шла речь в небольшом донском городке? Так здесь окончил среднюю школу командир Ан-12 Борис Осипов. А родился он в одном из хуторов Константиновского района. Прославленный летчик не терял связи с малой родиной. Приезжал он в хутор Белянский и за три года до своей кончины – в 1985 году. 

Краевед Василий Вегерин, который трудится преподавателем в местном педколледже, на протяжении нескольких лет изучает жизнь и деятельность летчика-героя. Собрал немало интересных материалов. А в ноябре прошлого года лично встретился с участниками перелета в Антарктиду –  Виктором Михайловичем Сергеевым, бывшим бортмехаником самолета Ан-12, и Валерием Александровичем Креневым, бывшим пилотом-инструктором Ил-18.

Побывал он и на могиле Бориса Осипова в Москве. Возложил цветы к подножию памятника. 

В самом же Константиновском педагогическом колледже есть краеведческий музей, где хранятся личные вещи Бориса Осипова. Экспонаты эти были переданы женой Бориса Семеновича – Марией Григорьевной. 

Фото автора и из архива музея Константиновского педколледжа
Распечатать
Подпишитесь на нас в:
Google Yandex
Поделиться:
Сообщить об ошибке

Сообщение об ошибке

*
*
Смотрите также
Ещё
Loading...
Наше время
Точка зрения
Где будет город-сад?
Где будет город-сад?

Первое заседание градостроительного совета области было посвящено проблемам озеленения.

Подробнее
Loading...
Районы
Архив
←
→
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Loading...
Loading...
Loading...
Наши партнеры
Ростов без наркотиков Журналист Крестьянин АРС-ПРЕСС Дон ТР
  • © АНО «Редакция газеты «Наше время» (2000–2023)
  • Сетевое издание «НВ газета» зарегистрировано в Роскомнадзоре - свидетельство Эл № ФС77-62951 от 04 сентября 2015 г. В запись о регистрации СМИ внесены изменения  в связи со сменой учредителя 22 августа 2023 г.
  • Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-85684.
  • Юридический адрес: 344068, г. Ростов-на-Дону, пер. 4-й Автосборочный, 1.
  • Фактический адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 18.
  • Главный редактор - Вера Николаевна Южанская
  • Учредитель: АНО «Редакция газеты «Наше время»
  • Справка: +7 (863) 250-90-91, ntime@rostel.ru

Разработка сайта: INTEGRANTA

  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • О газете
  • Авторы
  • Политика конфиденциальности персональных данных

Разработка сайта: INTEGRANTA