Дата публикации:
7 фев 2022 г.
«Западной хорде – да! Двум мостам через Мертвый Донец – нет!» Жители исторической станицы Гниловской выступают против решения проектировщиков
3537
Фото/Видео: Наталья Нарсеева
Активисты ТОС № 10 встретились с главой администрации Железнодорожного района Андреем КОСЕНКО, директором ООО «Геоэкопроект» Николаем АМИРЯНОМ и директором департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения администрации Ростова-на-Дону Денисом ВОДОПЬЯНОВЫМ. И обсудили вопросы строительства Западной хорды.
В новом генплане Ростова небольшой участок Западной хорды – объездной дороги – идет по улице Всесоюзной, через реку Мертвый Донец, затем по Кумженской роще и снова через мост на Всесоюзную с выходом на Гниловской (Западный) мост. Чем этот маршрут с двумя мостами, которые предстоит построить через Мертвый Донец, не устраивает общественность? Люди хотят сохранить…
Без объездной дороги Ростов задыхается – пробки на улицах Малиновского и Всесоюзной просто запредельные. Западная хорда станет дублером улицы Малиновского и позволит грузовому транспорту транзитом проходить через Ростов. Для этого планируют над улицей Всесоюзной – исторической для Гниловской, возвести эстакаду и по ней пустить участок Западной хорды.Да, Всесоюзная останется внутренним городским проездом. А эстакада – рядом с захоронением 1943 года – повернет, спустится на левый берег Мертвого Донца. Специально для этого построят мост. Полтора километра хорды пройдут по Кумженской роще, где ради этого вырубят семь процентов деревьев, мешающих дороге. Затем по второму мосту – его также предстоит построить – хорда возвращается на улицу Всесоюзную прямо перед выходом на Западный мост.
Геннадий ПЕРКОВ: «Именно по улицам этой станицы проходили бои, которые сдержали наступление немцев. Сегодня об этом мало кто говорит. А зря... При этом, если проект реализуют, пробки будут почище, чем на Малиновского сейчас. А Западному мосту через несколько лет ремонт понадобится, не выдержит старая конструкция нагрузки. Что тогда будет?»
При этом в зоне строительства окажется захоронение защитников Ростова-на-Дону 1943 года, где в Великую Отечественную шли кровопролитные бои за город.
Затронет стройка и охранные территории археологических памятников – Донецкой крепости (XVIII – XIX век) и Нижне-Гниловского городища (VIII – X век до нашей эры). Городище это – как раз в начале улицы Всесоюзной – ровесник Танаиса, ему три тысячи лет. Рядом с Нижне-Гниловским городищем находится некрополь меотского периода. Именно против этой части проектного решения и выступают люди.
«Когда я впервые увидел проект – это было в мае прошлого года в кооперативе «РостовАвтоДорПроект» – то на нем дорога шла от улицы Малиновского прямо через Нижне-Гниловское городище. Я возмутился, сказал, что объект находится под охраной ЮНЕСКО, – вспоминает Юрий ДЕГТЯРЕВ, председатель совета ТОС № 10. – Проектировщики об этом даже не знали! Через три месяца – вижу, справки навели, обошли городище стороной – на 50 метров в сторону от трехтысячелетней крепости дорогу сдвинули».
– В других регионах за каждый исторический артефакт цепляются, чтобы хоть какую-то легенду создать для привлечения туристов, – говорит председатель ТОС № 10 Юрий ДЕГТЯРЕВ. – У нас же древнюю историю края, которая еще не изучена, хотят угробить…
А заодно – наше будущее. Эта петля – всего километра полтора по Кумженской роще с двумя мостами через Мертвый Донец – поставит крест и на трех проектах ТОС, разработанных для привлечения туристов. Речь идет о реконструкции Донецкой крепости и меотского городка, создании Гниловского яхтенного порта. Они приняты правительством для включения в перспективный план развития Ростовской области до 2030 года.
Есть альтернатива
На встречу с журналистами «Нашего времени» жители станицы Гниловской собрались на улице Всесоюзной, у памятника девушкам-зенитчицам.Петр ЯРОВЕНКО – офицер (подполковник Советской Армии) в отставке, живет в микрорайоне 18 лет. Но за это время и Гниловскую полюбил, и Ростов, узнал очень много интересного об истории казачьей станицы, истории города.
- Очень рад, что выбрал это место для жизни. И теперь, мне, как и коренным жителям, дорог и этот памятник погибшим девочкам-зенитчицам. И возмущает то, что через эти могилы, и рядом с ними, трассу проложат. В Европе разрушают захоронения наших солдат? Мы возмущаемся? А у себя – что делаем?
Лариса ДАНИЛЬЧЕНКО школьницей приходила сюда с одноклассниками убирать территорию. Она против того, чтобы захоронение защитников Ростова (их немало осталось лежать там, где сегодня стоит крест) попало в зону строительства.
- Это же наши памятники - знаменитая зенитка, наш Крест над братской могилой защитников города. Когда мы узнали, что все это попадет в зону строительства, пришли в ужас. Но узнали-то…, когда проект был готов и шел на утверждение.
– Нельзя так с погибшими… – говорит Лариса Геннадьевна.
Ирина КОСОЛАПОВА: «Мне непонятна позиция проектировщиков. Строить объездную дорогу и при этом заводить ее в жилые кварталы? Вести по памятным местам зачем? Если говорить об экологии, то некоторые дома будут находиться под или рядом с эстакадой. Предварительно никто к нам не приходил, не интересовался – что стоит на пути объездной трассы. Когда на слушаниях был задан вопрос о братской могиле, то представитель проектировщика даже заявил, что у него на схеме вообще нет ни креста, ни могилы».
Ирина КОСОЛАПОВА узнала о том, что дорога пройдет по Всесоюзной, случайно – от соседей. Пришла на общественные слушания в публичную библиотеку, увидела проект…
– Я была в шоке… Зачем делать объездную дорогу и при этом заводить ее в жилые кварталы, вести по памятным местам, в охранных зонах памятников археологии?
Валентина КАДОВКИНА живет в доме деда, который тот своими руками строил. А Кумженскую рощу сажали в пятидесятые годы ее старшие сестры. Жители не только Гниловской, но и двух микрорайонов – Западного и Левенцовки – в ней отдыхают с детьми: ставят палатки, ловят рыбу.
– Я не хочу, чтобы разрушили дедовский дом, ведь он – образец того, как жили люди почти век назад. А если по роще проложат участок объездной дороги, отдыхать людям будет негде. Мало того, что на Всесоюзной дышать нечем и дома трясутся от проходящего транспорта, так еще и по чистой зоне – по Кумженской роще – машины пойдут.
Почему проектировщики привели трассу в город – хотя цель стояла как раз противоположная: убрать перегруженную транспортом магистраль из жилых районов?
– А ведь нынешний вариант дороги появился всего год назад – в феврале 2021 года. По нашему мнению, этот отрезок Западной хорды – ее слабое звено. До этого старыми генпланами 2001, 2007 годов предусматривался другой маршрут, который сегодня даже в расчет не взяли, – сокрушается Юрий Дегтярев.
Николай КОБЦЕВ уверен, что память, которая ему досталась о войне, о героизме наших людей в Великой Отечественной от родителей, будут хранить его дети и внуки.
- Но как мы будем чувствовать себя после того, как снесут, затопчут эти могилы? С другой стороны, когда по Всесоюзной пустят весь транспорт – такой шум будет! Я живу в километре от этого места, а на подоконниках каждый день пыль от дороги в палец…
Что нанесено пунктиром?
На старом генплане Ростова-на-Дону параллельно улице Всесоюзной – всего в нескольких сотнях метров от нее – есть пунктирная линия, которая очень хорошо видна при увеличении карты. Когда в советское время Западный мост строили, то предполагали, что именно там к нему будет идти объездная дорога, чтобы городскому транспорту заторы не создавать. Если вернутся к варианту прежнего генплана, то ни дома жилые сносить не придется, ни два моста строить, ни рощу Кумженскую рубить, и охранные зоны памятников археологии не затрагиваются. И проекты тосовцев можно будет реализовать, чтобы развивать историческую станицу – часть Ростова.Кто конкретно дал техническое задание проектировщикам на изменение генплана ради нового маршрута хорды? Ведь по старому генплану не было необходимости сносить около трехсот жилых домов. Да их и нет столько на улице Всесоюзной!
В восьмидесятые годы прошлого века уже снесли дома по улице Циолковского для прокладки альтернативного маршрута автомобильной дороги, которая должна была связать Гниловской (Западный) мост с западной объездной дорогой.
Это четко обозначено в генеральных планах развития транспортной инфраструктуры города, в программе комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону 2021 года.
Ту намеченную дорогу просто не успели построить – пришли девяностые...
Почему на общественные слушания не были вынесены альтернативные варианты?
Почему проектировщики ушли от старого генплана?
Все эти вопросы актив ТОС № 10 задавал директору департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения администрации Ростова-на-Дону Денису Водопьянову, главе администрации Железнодорожного района Андрею Косенко, директору ООО «Геоэкопроект» Николаю Амиряну, приехавшим на встречу с жителями Гниловской. Ответов люди не получили. Чиновники обещали изучить документы, которые им вручили активисты, и разобраться.
Все пока поправимо
После встречи тосовцы повезли представителей администрации… на экскурсию.– Мы проехали по дороге, которую приготовили для подхода к Западному мосту еще советские специалисты, – говорят жители Гниловской. – Этот старый маршрут учитывает не только цели сегодняшнего дня, но и перспективы развития города. Мы показали чиновникам, и где дома сносили, и что на этой земле сегодня расположено: старый гаражный кооператив и склады – не капитальные строения. Неужели из-за них весь сыр-бор и изменения в генплане?
Чиновники очень всему увиденному удивились, ничего об альтернативе они не знали, пообещали разобраться и дать ответ.
Участник общественных слушаний по проекту Западной хорды преподаватель ААИ ЮФУ, профессор Сергей АЛЕКСЕЕВ уверен, что вообще нет смысла сначала вести дорогу через жилые кварталы, а потом ради нее же вырубать деревья в роще.
– Пока не начата стройка и идет проектирование, думаю, необходимо рассмотреть вариант, при котором хорда вообще не заходила бы в город. Это было бы здравое решение. Но сегодня первые лица крупных проектов – вовсе не архитекторы, а заказчик и проектировщик. Да, проектировщик – специалист в своем деле, прекрасно освоивший нормативную базу. На ее основе выполняет все, что ему закажут. Но у заказчика – свои интересы, обусловленные в первую очередь экономической целесообразностью, – считает Сергей Юрьевич. – Потому сегодня необходимо привлекать независимых экспертов, которые смогут оценить общую ситуацию, учесть все обстоятельства – местность, археологические памятники и интересы жителей, нагрузку на старый Западный мост, построенный еще в прошлом веке, и предложить решение.
…Да, как считают специалисты, придется проводить иную трассировку через Дон. А это – другие деньги. Но если сэкономить сегодня, то в перспективе Ростов и его жители получат серьезные проблемы и гораздо большие потери.
Жители Гниловской разместили в Интернете видеообращение к губернатору Василию Голубеву, в котором приглашают на встрече обсудить проект строительства Западной хорды.