Дата публикации:
22 фев 2022 г.
24 февраля исполняется 80 лет со дня рождения Бориса Николаевича СЛЮСАРЯ. Выдающийся вертолетостроитель, на протяжении 15 лет возглавлявший «Роствертол», почетный гражданин Ростова и области, он занял достойное место в истории региона и предприятия, на котором проработал 55 лет.
1036
Биография Б.Н. Слюсаря – это яркий пример целеустремленности и верности долгу. И результата, который дает преданность своему делу.
Он родился 24 февраля военного 1942 года на Кубани. После школы приехал в Ростов, где поступил в техническое училище. Сегодня это Донской промышленно-технический колледж (ПУ-8). И носит он имя Б.Н. Слюсаря.
Начинал на «Роствертоле» слесарем-сборщиком. Отсюда ушел на службу в армию, в ракетные войска стратегического назначения. После армии вернулся на завод. Работал мастером, старшим мастером, возглавлял профком, был заместителем, а затем и первым заместителем генерального директора «Роствертола». С 2000 по 2014 год Борис Николаевич возглавлял предприятие, ставшее флагманом отечественного вертолетостроения.
Послевоенный «Роствертол» от производства деревянных конструкций перешел к созданию сложных летательных аппаратов, какими являются вертолеты. В его производственной линейке советских времен можно найти и первенца Ми-1, и трудягу Ми-6, и «летающий кран» Ми-10. Здесь же – тяжеловес Ми-26 и транспортно-боевой вертолет Ми-24.
К 2000 году «Роствертол» подошел, пережив тяжелую пору экономического безвременья, но сохранив производственную базу и работоспособный коллектив профессионалов.
Надо было серьезно обновлять линейку продукции. В обновлении нуждался даже такой наиболее востребованный, надежный и эффективный вертолет боевой поддержки Ми-24, успевший показать себя в реальных боевых действиях. Поэтому по инициативе Слюсаря в 2000 году «Роствертол» совместно с Московским вертолетным заводом им. Миля – нынешним Национальным центром вертолетостроения – приступил к созданию опытного образца вертолета Ми-35М. Показ его демонстрационного образца, прошедший два года спустя на выставке в Париже, вызвал ажиотаж у зарубежных заказчиков. Последовали контракты на поставку партии Ми-35М в Венесуэлу, Бразилию и другие страны. Одновременно вертолет был принят на вооружение Российской армией.
Армии вскоре потребовался и современный круглосуточный боевой вертолет. И снова по инициативе гендиректора «Роствертол» оперативно наладил серийное производство вертолета Ми-28Н – «Ночного охотника». И эта винтокрылая машина была по достоинству оценена летчиками.
А «Роствертол» уже набрал нужные темп и скорость. И в 2014 году здесь был создан боевой вертолет Ми-28НЭ с двойным управлением – своего рода военно-техническое развитие модели «Ночного охотника». Новые возможности этой машины открыли перед вертолетом отличные перспективы как на внутреннем, так и на мировом рынках вооружения.
Модернизация также коснулась вертолета Ми-26 – гордости ростовских вертолетостроителей. Это единственный в мире вертолет, способный перевозить грузы весом до 20 тонн.
Каждая новая модель, каждый этап модернизации производства – это строка в трудовой биографии предприятия и его генерального директора. Потому что две эти биографии неразделимы. Обновление линейки продукции и технологическое совершенствование производства неизменно проводились по инициативе Б.Н. Слюсаря и под его постоянным контролем.
Уникальность продукции «Роствертола», огромный вклад в развитие обороноспособности России – все это не осталось незамеченным на самом высоком уровне. За время руководства Б.Н. Слюсаря предприятие дважды посещал президент России – Владимир Владимирович Путин – в 2000 и 2013 году.
Презентация продукции предприятия В.В. Путину в ходе авиасалона «МАКС-2009».
Несмотря на огромную занятость, Б.Н. Слюсарь сочетал свою профессиональную деятельность с научной и общественной работой. Он был избран академиком Российской инженерной академии, являлся доктором и академиком транспорта Российской академии транспорта, а также почетным доктором Донского государственного технического университета, президентом Ассоциации «Высокие технологии», объединявшей предприятия ОПК региона и членом Президиума городского совета директоров.
Дважды Борис Николаевич избирался депутатом Законодательного собрания Ростовской области. За огромный вклад в социально-экономическое развитие донского региона он удостоен званий «Почетный гражданин Ростовской области», «Почетный гражданин города Ростова-на-Дону» и «Лучший работник промышленного комплекса Дона». Также, будучи директором многотысячного предприятия, Б.Н. Слюсарь стал первым председателем регионального отделения Союза машиностроителей России.
Борис Николаевич Слюсарь достойно продолжил дело своего предшественника – Михаила Васильевича Нагибина. Сохранил и умножил славные трудовые традиции ростовских вертолетостроителей. За что страна платит ему благодарной памятью. И дело не только в многочисленных наградах, званиях и других регалиях, которых за свою долгую трудовую жизнь Слюсарь заработал множество. Главное, что бережно сохраняется его имя в людской памяти.
Носит это имя сегодня «Роствертол». Оно было присвоено родному предприятию Слюсаря в 2016 году – спустя год после смерти Бориса Николаевича. Имя Б.Н. Слюсаря присвоено не только Донскому промышленно-техническому колледжу – бывшему ПУ-8, в котором, как уже говорилось, он учился, но и ростовской школе № 53.
В 2002 году Б.Н. Слюсарь возглавил базовую кафедру «Авиастроение» ДГТУ, действующую на «Роствертоле». Образование там получили более 300 специалистов. Многие из них занимают сегодня ключевые позиции на предприятии. В этом году кафедра отметит свое 20-летие.
Есть в Ростове улица Слюсаря, летает в российском небе вертолет Ми-26Т с его именем на борту. А незадолго до 80-летнего юбилея гендиректора «Роствертола» была выпущена памятная почтовая марка. И разлетелись письма с марками с портретом Бориса Николаевича по всему миру. Как и вертолеты, что строились под началом Слюсаря. Их можно сегодня встретить в небе самых разных стран.
Он родился 24 февраля военного 1942 года на Кубани. После школы приехал в Ростов, где поступил в техническое училище. Сегодня это Донской промышленно-технический колледж (ПУ-8). И носит он имя Б.Н. Слюсаря.
Начинал на «Роствертоле» слесарем-сборщиком. Отсюда ушел на службу в армию, в ракетные войска стратегического назначения. После армии вернулся на завод. Работал мастером, старшим мастером, возглавлял профком, был заместителем, а затем и первым заместителем генерального директора «Роствертола». С 2000 по 2014 год Борис Николаевич возглавлял предприятие, ставшее флагманом отечественного вертолетостроения.
Послевоенный «Роствертол» от производства деревянных конструкций перешел к созданию сложных летательных аппаратов, какими являются вертолеты. В его производственной линейке советских времен можно найти и первенца Ми-1, и трудягу Ми-6, и «летающий кран» Ми-10. Здесь же – тяжеловес Ми-26 и транспортно-боевой вертолет Ми-24.
К 2000 году «Роствертол» подошел, пережив тяжелую пору экономического безвременья, но сохранив производственную базу и работоспособный коллектив профессионалов.
Надо было серьезно обновлять линейку продукции. В обновлении нуждался даже такой наиболее востребованный, надежный и эффективный вертолет боевой поддержки Ми-24, успевший показать себя в реальных боевых действиях. Поэтому по инициативе Слюсаря в 2000 году «Роствертол» совместно с Московским вертолетным заводом им. Миля – нынешним Национальным центром вертолетостроения – приступил к созданию опытного образца вертолета Ми-35М. Показ его демонстрационного образца, прошедший два года спустя на выставке в Париже, вызвал ажиотаж у зарубежных заказчиков. Последовали контракты на поставку партии Ми-35М в Венесуэлу, Бразилию и другие страны. Одновременно вертолет был принят на вооружение Российской армией.
Армии вскоре потребовался и современный круглосуточный боевой вертолет. И снова по инициативе гендиректора «Роствертол» оперативно наладил серийное производство вертолета Ми-28Н – «Ночного охотника». И эта винтокрылая машина была по достоинству оценена летчиками.
А «Роствертол» уже набрал нужные темп и скорость. И в 2014 году здесь был создан боевой вертолет Ми-28НЭ с двойным управлением – своего рода военно-техническое развитие модели «Ночного охотника». Новые возможности этой машины открыли перед вертолетом отличные перспективы как на внутреннем, так и на мировом рынках вооружения.
Модернизация также коснулась вертолета Ми-26 – гордости ростовских вертолетостроителей. Это единственный в мире вертолет, способный перевозить грузы весом до 20 тонн.
Каждая новая модель, каждый этап модернизации производства – это строка в трудовой биографии предприятия и его генерального директора. Потому что две эти биографии неразделимы. Обновление линейки продукции и технологическое совершенствование производства неизменно проводились по инициативе Б.Н. Слюсаря и под его постоянным контролем.
Уникальность продукции «Роствертола», огромный вклад в развитие обороноспособности России – все это не осталось незамеченным на самом высоком уровне. За время руководства Б.Н. Слюсаря предприятие дважды посещал президент России – Владимир Владимирович Путин – в 2000 и 2013 году.
Презентация продукции предприятия В.В. Путину в ходе авиасалона «МАКС-2009».
Несмотря на огромную занятость, Б.Н. Слюсарь сочетал свою профессиональную деятельность с научной и общественной работой. Он был избран академиком Российской инженерной академии, являлся доктором и академиком транспорта Российской академии транспорта, а также почетным доктором Донского государственного технического университета, президентом Ассоциации «Высокие технологии», объединявшей предприятия ОПК региона и членом Президиума городского совета директоров.
Дважды Борис Николаевич избирался депутатом Законодательного собрания Ростовской области. За огромный вклад в социально-экономическое развитие донского региона он удостоен званий «Почетный гражданин Ростовской области», «Почетный гражданин города Ростова-на-Дону» и «Лучший работник промышленного комплекса Дона». Также, будучи директором многотысячного предприятия, Б.Н. Слюсарь стал первым председателем регионального отделения Союза машиностроителей России.
Борис Николаевич Слюсарь достойно продолжил дело своего предшественника – Михаила Васильевича Нагибина. Сохранил и умножил славные трудовые традиции ростовских вертолетостроителей. За что страна платит ему благодарной памятью. И дело не только в многочисленных наградах, званиях и других регалиях, которых за свою долгую трудовую жизнь Слюсарь заработал множество. Главное, что бережно сохраняется его имя в людской памяти.
Носит это имя сегодня «Роствертол». Оно было присвоено родному предприятию Слюсаря в 2016 году – спустя год после смерти Бориса Николаевича. Имя Б.Н. Слюсаря присвоено не только Донскому промышленно-техническому колледжу – бывшему ПУ-8, в котором, как уже говорилось, он учился, но и ростовской школе № 53.
В 2002 году Б.Н. Слюсарь возглавил базовую кафедру «Авиастроение» ДГТУ, действующую на «Роствертоле». Образование там получили более 300 специалистов. Многие из них занимают сегодня ключевые позиции на предприятии. В этом году кафедра отметит свое 20-летие.
Есть в Ростове улица Слюсаря, летает в российском небе вертолет Ми-26Т с его именем на борту. А незадолго до 80-летнего юбилея гендиректора «Роствертола» была выпущена памятная почтовая марка. И разлетелись письма с марками с портретом Бориса Николаевича по всему миру. Как и вертолеты, что строились под началом Слюсаря. Их можно сегодня встретить в небе самых разных стран.